"Деловой Петербург". Топ–тренды мирового бизнеса

Автор фото: Global Look Press

Редакция dp.ru выбрала несколько глобальных тенденций, способных оказать заметное влияние на мировой бизнес. Распределить их можно по трем категориям: финансы, маркетинг и технологии. Эксперты оценили, как эти тенденции могут проявить себя в России.

ФИНАНСОВЫЕ ТРЕНДЫ
1. Бизнес берет взаймы в онлайне
Когда банки не дают кредит, предприниматель может зайти на сайт кредитной биржи и попросить в долг у сограждан или небанковских фондов. Тренд особенно актуален в сегодняшнее кризисное время. За рубежом кредитные биржи превращаются в зрелый институт.
Предприниматель из США может найти кредитора через запущенный летом 2013 года онлайн–сервис Dealstruck.com. Суммы займов — от $100 тыс. до $1 млн со ставкой 5 – 15%, срок кредитования — 2 – 3 года. Похожие возможности есть у английских бизнесменов — через сайт Fundingcircle.com.
Кредитор часто закрывает глаза на плохую кредитную историю бизнеса–заемщика, полагаясь на свою субъективную оценку.
Денис Лисаков, Генеральный Директор "НеваФинанс"
Российские предприниматели также могут находить частных кредиторов на онлайновых биржах. Основная масса потенциальных заемщиков — предприниматели и компании, которые по различным причинам не могут рассчитывать на кредит от банка. В отношении такого сегмента заемщиков можно прогнозировать рост рынка небанковского кредитования, в том числе и в наступившем году: маловероятно, что политика жесткого отбора кредитуемых бизнесов со стороны банков скоро изменится, в то время как бизнес–активность, особенно в сегменте МСП, будет расти. Так что продолжится и рост популярности кредитных бирж.
2. Онлайн-покупки мигрируют в офлайн
В качестве онлайн–витрин будут все более активно использоваться окружающие нас офлайн–поверхности — стены домов, офисов, метро. Это становится возможным благодаря смартфонам и технологиям, подобным QR–кодам. Английский ретейлер Tesco на фоне всемирной экспансии смартфонов еще в 2011 году провел в Корее эксперимент. Изображения различных товаров повседневного спроса, снабженные QR–кодом, были размещены на стенах Сеульского метрополитена. Сканируя код, горожанин попадал на онлайн–страничку товара, где мог оплатить его и заказать доставку на дом. В последующие годы подобный способ продаж разросся по миру: рядового жителя Вашингтона или Лондона этим уже не удивишь.
Иван Федяков, Генеральный Директор агентства INFOLINE
Недавно темпы продаж смартфонов в России превысили показатели обычных мобильников. Это скажется на росте внимания к любым современным технологиям, включая QR–коды. Вместе с тем товары повседневного спроса в России через Интернет почти не продаются. Но QR–коды будут находить применение в рекламе. Можно вспомнить "Ситилинк": изображения товаров с QR–кодами, ведущими на сайт ретейлера, были размещены на стенах московского метро.
3. Биткоины уже не только виртуально
С недавних пор биткоины, первую в мире криптовалюту, стали принимать обычные магазины. Количество точек продаж, где платить можно криптовалютой, растет по миру как на дрожжах.
Так, в ноябре прошлого года калифорнийский автодилер Newport Beach продал за биткоины электромобиль Tesla Model. Цена вопроса — $100 тыс., или примерно 130 биткоинов (курс на момент сделки).
До того биткоинизация успела добраться до кафе и гостиниц Берлина, Лондона, Мехико и десятков других городов.
Иван Федяков
Россия, если верить статистике запросов Google, — одна из стран с наибольшим спросом на необычную валюту. Часть россиян могла бы хранить деньги в биткоинах.
Но будущее самого проекта криптовалюты — большой вопрос. Биткоин таит угрозу потери контроля над денежными потоками со стороны монетарных властей. Наше правительство уже принимало решительные меры по пресечению расчетов в долларах и у. е. Наступать на те же грабли второй раз никто не будет. Чем более массовым будет данный проект, тем с большей вероятностью будут ограничивать хождение этой криптовалюты, подрывая основы для инвестиций в эту единицу.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ТРЕНДЫ
1. Потребитель требует озеленения
Искушенный западный покупатель смотрит не только на цену и бренд, но и на оттенок зеленого — экологичность.
Опрос американской Cone Communications в 2013 году, показал, что 71% американцев обращают внимание на сведения об экологичности товаров, а каждый второй из этих людей ищет затем подтверждение этих сведений. В свою очередь, 78% тех, кто находит сведения недостоверными, признались, что готовы отказаться от покупки товара.
За 2 года до этого 78% опрошенных NBC американцев признались, что неравнодушны к зеленым брендам.
Екатерина Николаева, Владелица магазина экологичных товаров "ЭкоСтанция"
Я ожидаю роста сегмента экотоваров на российском рынке в наступившем году. Сегодня российский и петербургский рынок экотоваров находятся в зачаточной стадии и далеки от своего пика.
Покупать товары данной группы россиян мотивирует прежде всего забота о своем здоровье и в некоторых случаях вегетарианский образ жизни.
2. Реклама мобилизуется
По данным американского агентства IAB, мобильная реклама показывает самый динамичный рост среди остальных форматов: 8% рынка в первом полугодии 2012 года и вдвое больше — 16% в аналогичный период 2013–го.
При этом снизилась доля рекламы баннерной (с 21 до 19%) и поисковой (с 47 до 43%).
Василий Лазука, генеральный директор интернет-агентство RealWeb
Рынок мобильной рекламы будет расти высокими темпами в процентном выражении — но не слишком значительно в части прихода клиентских денег из реального сектора экономики. Причинами тому эксперты видят высокую стоимость разработки приложений и отсутствие у многих клиентов мобильных версий сайтов. Поэтому основной рост рынка будет выражен в росте бюджета клиентов, рекламирующих в основном мобильные сервисы и игры.
3. Краудфантинг повсеместен
Используя краудфандинг (crowd — толпа, народ и funding — финансирование), начинающий стартапер, а то и просто носитель стоящей идеи без труда может найти деньги на реализацию планов от лица сограждан, а если повезет, то и коллективных спонсоров из–за границы.
Краудфандинг все более популярен: в американской компании Crowdfund Capital Advisors (CCA) подсчитали, что рынок краудфандинга в 2013 году мог вырасти на 100% (в то время как в 2012–м — на 60–80%).
Иван Федяков
Краудфандинг — это тренд глобальный, но мало затрагивает российскую часть Интернета. У нас крайне слабо развита система какой–либо кооперации, будь то политика или коммерческие тренды.
Краудфандинг в России подчас применяется для привлечения внимания к проекту, но не как основное средство финансирования. Примеры можно найти в музыкальной индустрии: в попытке создать благоприятный имидж издатели альбомов выкладывают их в бесплатном доступе, но при этом дают слушателям возможность оставить сумму в качестве вознаграждения.
ТРЕНДЫ В ТЕХНОЛОГИЯХ
1. Интернет вещей - двигатель прогресса
Машины давно взаимодействуют через Интернет — но теперь уже не только на уровне умных чайников, но и на уровне машин реального сектора.
Union Pacific, крупнейший в США железнодорожный оператор, научил локомотивы общаться с людьми через Интернет — передавать данные о скорости и потреблении топлива. Кроме того, каждая из линий железных дорог UP оснащена датчиками и сенсорами, позволяющими вовремя обнаружить дефект колес поезда. Это снизило расходы на починку поездов.
Дмитрий Велеславов, председатель совета директоров "Макро Групп"
Развитие Интернета вещей — перспективный тренд. По некоторым прогнозам, в 2014 году число гаджетов превысит количество людей на планете, а к 2020–му, по одной из версий, достигнет 50 млрд.
Интернет вещей найдет применение и в России. Разного рода счетчики, показания которых сейчас снимаются вручную, смогут передавать информацию диспетчерам автоматически. Быть в онлайне можно научить автомобили и другой транспорт. Кроме того, вложения в инфраструктуру по развитию технологических стартапов и девайсов для мира Интернета вещей в России должны стать драйвером роста новой экономики страны.
2. Работают роботы
Есть несколько видов вполне человеческих работ, на которые выгоднее нанимать роботов, чем платить зарплату персоналу. Роботы американской фирмы Baxter круглыми сутками и без отпуска трудятся в цехах множества фабрик по всему миру. «Игрушка» стоит $30 тыс.  — меньше годовой зарплаты американского рабочего, но умеет многое: перебирать, сортировать, перемещать предметы, закручивать и выкручивать гайки. Робот Motoman помогает кондитерам Camelot Desserts (штат Техас) выпекать сладости (а если нужно, то готовить и другие блюда, включая суши, — это программируется). Изделие много раз побеждало в конкурсах кулинарного мастерства среди себе подобных.
Дмитрий Велеславов
Роботы–андроиды — не самое очевидное направление с точки зрения сиюминутной коммерциализации в России. Во всяком случае, если под этим термином понимать автономно работающее устройство с искусственным интеллектом, а не управляемый человекоподобный организм: последний из маркетинговых соображений то и дело называют роботом, хотя он таковым не является.
В среде настоящих роботов гораздо более динамичный и перспективный сегмент — это потребительская и сервисная робототехника. И в наступившем году, и в последующие годы этот рынок ждет активный рост.
3. Воздушные курьеры спешат на помощь
Пробки на дорогах (либо отсутствие дорог) не будут помехой для оперативной доставки товара, если путь курьера пролегает по воздуху. Крупнейший онлайн–ретейлер Amazon запускает сервис Prime Air — доставку товаров при помощи миниатюрных беспилотников (дронов). После того как покупатель делает заказ, на указанный им адрес (или координаты по GPS) из ближайшего ангара Amazon вылетает винтокрылый курьер. Федеральная сеть дронодромов будет развернута к 2015 году.
Похожий аппарат Tacocopter изобретен мастерами частной фирмы Сан–Франциско (он, правда, адаптирован для доставки еды). Использовать воздушные дроны намерена также и UPS — крупнейшая почтовая служба США.
Дмитрий Велеславов
Дроны и прочие беспилотники — очень перспективная ниша для России. Эти аппараты могут использоваться, к примеру, для слежения за газопроводами на предмет утечки, для наблюдения за лесными массивами, чтобы отслеживать пожары или незаконную вырубку. Массовый спрос на эти аппараты может начаться уже в наступившем году.