"Деловой Петербург". Бюджетный тариф

Автор фото: Москалев Георгий

Частные перевозчики недовольны новым подходом Смольного к формированию стоимости проезда в общественном транспорте. В результате  государственного перераспределения средств пополнится горбюджет, но бизнесмены выгоды не получат.

По итогам 2013 года доля безналичных платежей в совокупных доходах городских перевозчиков пассажиров превысила 50%, сообщили dp.ru в комитете по транспорту правительства Петербурга. Перекос в сторону безналичных платежей, вероятно, стал основным мотивом для городских чиновников пересмотреть ценовую политику — в этом году подорожают только проездные билеты длительного пользования. Однако в результате государственного перераспределения средств между участниками рынка частные перевозчики дополнительной выгоды от повышения тарифа не получат.

Нарушая традиции

Многие годы стоимость поездки в городском общественном транспорте повышалась, как правило, в соответствии с годовой инфляцией на 6 – 7% с 1 января. Исключением был только 2012 год, когда выбирали президента, — в тот год тарифы были повышены несколько позже (в июле).
В этом же году Смольный заявил, что разовая стоимость проезда останется на уровне прошлого года, но подорожают единые (комбинированные) проездные билеты длительного пользования, которые продает ГКУ "Организатор перевозок" (оборот компании за 2013 год составил 12 млрд рублей).
На рекордные 40% с 1 января вырос в цене месячный билет, дающий право без ограничения ездить в одном из трех видов общественного транспорта — автобусе, трамвае или троллейбусе (с 790 рублей до 1100 рублей). А комбинированные проездные ("трамвай–троллейбус" или "автобус–трамвай") подорожали на 37%, до 1300 рублей.
От увеличения оборота госкомпании частные перевозчики не получат дополнительной выгоды. "Ровно на столько, на сколько возрастут наши доходы, городское правительство сократит нам субсидии. Никакого дополнительного дохода от удорожания карточек мы не получим", — говорит председатель НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев.
Дело в том, что по единым (комбинированным) проездным билетам частные перевозчики получают средства не согласно выполненной работе, а то, что останется от государственных перевозчиков (метро, троллейбус, трамвай). Метрополитену достается 50% средств, собранных по проездным. Оставшуюся половину делят между собой поровну "Горэлектротранс" и автобусные перевозчики.

Пассажиры бегут из метро

Количество перевозимых пассажиров, согласно данным комитета по транспорту, сократилось по всем видам транспорта за 2013 год почти на 1% — до 1,8 млрд человек. При этом больше всего пассажиров потерял метрополитен. Он лишился 12 млн человек, или 250 млн рублей.
При этом в ГУП "Петербургский метрополитен" отмечают, что по итогам прошлого года расходы на перевозку одного пассажира (28,04 рубля) примерно на 35% превысили сумму, уплаченную пассажиром (в среднем 20,84 рубля с учетом льготных категорий граждан). Исходя из этих данных совокупные убытки городской подземки от перевозки граждан за прошлый год могут превысить 5,5 млрд рублей.
Компенсировать убытки перевозчикам Смольный решил субсидиями из горбюджета, повысив их в этом году на 40% — до 20 млрд рублей.
Больше всех получит "Петербургский метрополитен" — 8 млрд рублей, "Горэлектротранс" — 4,5 млрд рублей, ГУП "Пассажиравтотранс" — 5,8 млрд рублей. Частным автобусным перевозчикам достанется чуть больше — 1 млрд рублей.
Гендиректор ООО " ПТК " Алексей Ивин замечает, что за основу для расчета субсидий берутся данные "Пассажиравтотранса", а их не всегда можно корректно экстраполировать на частные компании.
"Реально наша выручка в 1,5 раза ниже той суммы, что рассчитывают чиновники, — подтверждает первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. — Сейчас за перевозку человека, пользующегося карточкой, мы получаем около 10 рублей. Потери нам компенсировать никто не собирается".
Негосударственных перевозчиков удивляет механизм распределения субсидий. Они обслуживают 223 социальных (убыточных) маршрута, а "Пассажиравтотранс" — 123. При этом городской перевозчик получает новую технику преимущественно за счет горбюджета, а частные компании приобретают ее в лизинг.