Прогнозы dp.ru 2014: розница, автодилеры, транспорт, дороги, городское хозяйство

Автор фото: Ваганов Антон

"Деловой Петербург" рассказывает о самом важном, что ждет бизнес-сообщество в 2014 году. Во второй части прогноза, составленного бизнесменами и экспертами, – розница, автодилеры, транспорт, дороги и городское хозяйство.

Продовольственная розница


1) По прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2014 году будет на уровне 5%, ретейлеры сдерживают рост цен.
Илья Якубсон, президент ГК "Дикси": Цены на социально значимые товары и на категории, которые мы считаем стратегическими, например овощи и фрукты, свежая продукция, наша сеть по–прежнему будет стремиться сдерживать, повышая операционную эффективность магазинов. Кроме того, мы продолжаем наращивать портфель товаров под нашей собственной маркой, которая на 10–40% дешевле аналога.
Илья Штром, генеральный директор сети "Лэнд": Нам бы хотелось, чтобы инфляция оставалась на уровне заявленных 6–7%, но сейчас это наверняка предсказать нельзя. Может быть, она окажется чуть больше. Более конкретно можно будет сказать весной, пока же первые результаты работы обнадеживают, продажи в январе в нашей сети были хорошими.
Веса Пуннонен, президент SOK Retail Int. (сеть магазинов "Призма"): Инфляция вполне может оказаться на указанном уровне 6%. Я не думаю, что цены поднимутся значительно. Причины повышения цен, если оно будет, — это инфляция и возможное ослабление рубля. Мы следим за соответствием цен качеству продукции и частично снизили цены на товары ежедневного спроса. Мы считаем, что в этом году продажи магазинов "Призма" будут расти.
Ян Дюннинг, генеральный директор сети "Лента": "Лента" стремится поддерживать цены на основную корзину товаров на 5% ниже, чем у ближайших конкурентов. Это дает нам преимущество с точки зрения трафика и формирования лояльности. В условиях экономической неопределенности покупатели склонны больше обращать внимание на цены, поэтому мы себя чувствуем уверенно, ведь у нас оптимальное соотношение цены и качества.
2) Потребители сдержанно тратят деньги, что оборачивается стагнацией рынка.
Илья Якубсон: Анализ динамики сопоставимых показателей показывает: в течение всего 2013 года клиенты покупали в натуральном выражении столько же, сколько и в 2012 году, и не переключались на более дешевые товары. Вместе с тем у операторов розничного рынка сейчас уже нет тех темпов прироста, какие были раньше. Среди трендов следующего года я бы отметил продолжение усиления конкуренции.
Илья Штром: Я бы не назвал это экономией, но покупатель стал разумнее, осознаннее подходить к покупкам. К примеру, нет ажиотажного спроса, даже праздничный ассортимент в этом году, в отличие от прошлых, покупали спокойнее. Как клиенто-ориентированная компания мы стремимся стать лучше с точки зрения сервиса, предлагаем новые услуги, выходим в те районы, в которых нас давно ожидали.
Веса Пуннонен: В прошлом году было заметно внимание покупателей к соотношению цена/качество. У нас успешно продавались эти товары, и количество клиентов увеличилось, но средний чек немного снизился. В январе торговля развивается хорошо, особенно наша частная марка. Сдвиг спроса с мяса на овощи и с говядины на куру мы объясняем и экономией, и выбором более легких продуктов.
Ян Дюннинг: Спрос в наших магазинах остается стабильным. Более того, мы ожидаем, что рынок продолжит расти, особенно в сегменте продовольственных товаров, где проникновение цивилизованных форматов существенно отстает даже от Восточной Европы. По прогнозу Euromonitor, продуктовая розница в России к 2017 году должна вырасти до $385 млрд с $252 млрд по итогам 2012 года.
3) Конкуренция усиливается и заставляет ретейлеров взвешенно подходить к открытию магазинов в этом году.
Илья Якубсон: Мы продолжим экспансию в Северо–Западном регионе, развиваясь как в Петербурге и других крупных городах, так и в малых населенных пунктах. Всего по сети в 2014 году мы планируем открыть не менее 300 магазинов. Усиление конкуренции приводит к тому, что уровень цен продолжает снижаться, качество услуги растет, возрастает значение неценовой борьбы за покупателя.
Илья Штром: Конкуренция очень плотная, приходится работать в непосредственной близости друг от друга. Но конкуренция, открытая и честная, нужна рынку, она позволяет оттачивать технологии, ассортимент, сервис. Для нас ситуация складывается неплохо, есть подписанные соглашения на открытие нескольких супермаркетов в этом году, также продолжим реконструкцию существующих супермаркетов.
Веса Пуннонен: Количество конкурентов растет. Есть игроки, готовые заплатить большие деньги за конкурирующие сети — и маленькие, и даже крупные. Мы также получали предложения о покупке за высокую цену. В целом я уверен: те, у кого сильная концепция, пробьются, а у кого слабая — будут поглощены в этом году. В 2014 году мы откроем два–три новых магазина.
Ян Дюннинг: Петербург по–прежнему сохраняет потенциал для развития розницы. Мы изучаем возможности расширения в городе и регионе. Но основное развитие "Ленты" происходит за пределами Северной столицы. В 2013 году гипермаркеты компании появились в 14 новых городах. Таким образом, сеть увеличилась до 87 магазинов в 45 городах, их торговая площадь составляет 508 тыс. м2.
4) Торговые сети испытывают дефицит помещений, подходящих для открытия новых магазинов в Петербурге.
Илья Якубсон: В регионе остро чувствуется нехватка площадей в нужном формате, подходящих для размещения магазина не только по планировочным решениям, но и по окружающей инфраструктуре. Но мы научились справляться. Например, в 2013 году в Петербурге "Дикси" открылся на наб. реки Фонтанки и Невском пр. Васильевский остров — очень перспективный район за счет появления застройки на намывных территориях.
Илья Штром: Подходящих помещений действительно немного, но проблему решаем постоянными поисками и переговорами. Есть интерес к новым микрорайонам. Если раньше 1,5–2 года уходило на то, чтобы инфраструктура догнала потребности жильцов, то сейчас это происходит гораздо быстрее. Наш магазин в новом доме на "Новочеркасской" был открыт, когда жильцы первой и второй очередей уже заселились, и он очень востребован.
Веса Пуннонен: За торговые площади очень высокая конкуренция. К счастью, у нас хорошие долгосрочные взаимоотношения с крупными собственниками недвижимости, благодаря надежному партнерству мы будем получать новые торговые точки и в дальнейшем. Под логистический распределительный центр мы арендуем площади в Шушарах. Собственный центр дает возможности для оптимизации и повышения эффективности.
Ян Дюннинг: Несмотря на высокую конкуренцию за помещения, Петербург, как и весь регион, сохраняет возможности для дальнейшего развития. Оптимальный выбор местоположения и формата — важный элемент в наращивании земельного фонда сети магазинов "Лента". Помимо того, динамичная экспансия подразумевает и строительство дистрибуционных центров для оптимизации логистики. Сейчас у нас пять дистрибуционных центров.

Непродовольственная розница


1) Правительство РФ согласовало снижение порога зарубежных покупок, не облагаемых пошлинами, до 150 евро.
Мирослав Поточны, коммерческий директор компании "Ситилинк": Продукцию, которая не представлена на российском рынке, будут в любом случае заказывать за рубежом. А вот товары, которые можно купить в России, будет выгоднее и удобнее покупать здесь. Поэтому мы ждем перераспределения аудитории в пользу российских интернет–магазинов. Увеличится конкуренция, возможны слияния больших игроков, мелкие компании уйдут.
Леонид Довладбегян, директор интернет–магазина 220V: В сегменте DIY заказы часто тяжелее 20 кг, доступных для доставки "Почтой России", да и сервис у "220 вольт" лучше, чем у amazon.com или aliexpress.com. Но для коллег из fashion и электроники серые магазины — реальная проблема. Меры Минфина помогут защитить отечественный e–commerce и снизить объемы серого импорта. Толпы оптовиков в отделениях почты — это путь в никуда.
Артем Шильников, совладелец интернет–магазина GADS: Существенное влияние на рынок окажет снижение порога до 110 евро. Необходимость регулирования назрела давно, из–за налогового дисбаланса между зарубежными и отечественными онлайн–ретейлерами количество посылок из–за рубежа растет на 50–100% в год, в 2013 году — около 37 млн посылок. Так что конкуренцию ощущают подавляющее большинство российских интернет–магазинов.
Сергей Румянцев, генеральный директор "ENTER Связной": Рынок интернет–торговли сегодня более чем на 80% состоит из теневого сегмента. При использовании подобных схем теневые предприниматели экономят на налогах (18% НДС) и таможенных пошлинах (20%). Страдают все: государство недополучает налоги, добросовестный бизнес не может законно конкурировать, а потребитель, купивший товар ненадлежащего качества, бесправен.
2) Локомотив экономики — розничная торговля — замедляет темпы роста, на потребительском рынке стагнация.
Алексей Иовлев, генеральный директор корпорации "СБР" ("Метрика"): Пока у нас есть основания для сдержанного оптимизма, так как январские праздники показали неплохие продажи. В последние годы все больше семей проводят во время новогодних каникул мелкий домашний ремонт, пользуясь сезонными распродажами в строительных гипермаркетах. Хорошие январские продажи для нас — индикатор общей потребительской уверенности.
Сергей Докучаев, генеральный директор ювелирной компании "Русские самоцветы": Прирост продаж компании в 2013 году составил 10%. На этот год нет серьезных оснований для дальнейшего роста продаж, но нет их и для снижения. Главная цель — выдержать год в намеченных показателях, для этого мы обновляем ассортимент, выпускаем новые коллекции. Будут предложения и в премиум–сегменте, так как возможности людей с высоким уровнем доходов не становятся меньше.
Сергей Демичев, руководитель розничной сети магазинов "Техношок": Есть ощущение, что роста рынка не будет. По нашим прогнозам, повторится 2013 год. Этому есть две причины: снижение объемов потребкредитования, а также нагнетание кризисных настроений. При этом экономии мы не чувствуем, средняя стоимость покупки остается на одном уровне — как и в 2013 году, без всплесков или провалов. Ожидаем много новинок от производителей гаджетов и ТВ.
Денис Котов, генеральный директор сети "Буквоед": Наши продажи выросли на 17%, но в целом по рынку точно можно говорить о стагнации. Трудно сказать, в какой мере это сказывается на нашей компании, так как есть и некоторый каннибализм — мы продолжаем открывать магазины. Количество проданных книг не растет, мы одновременно развиваем ассортимент товаров для творчества, подарков, сувениров и food–gift, которые пользуются спросом.
3) Призыв Центробанка к борьбе с закредитованностью населения приведет к сокращению объемов выдачи потребкредитов.
Алексей Иовлев: Доля товаров, продаваемых в кредит, в магазинах DIY мала — лишь несколько процентов. В целом сокращение потребкредитования влияет на наши продажи позитивно. Легкое получение кредита стимулирует эмоциональные покупки. В итоге семья, купившая в кредит телевизор или, что еще хуже, автомобиль, надолго теряет возможность тратить деньги на постепенное улучшение своего жилья.
Сергей Докучаев: Мы никогда не продавали украшения в кредит, поэтому ужесточение выдачи кредитов нас коснется только косвенно. Если большая часть доходов населения будет тратиться на погашение ранее взятых кредитов, ипотеки и на товары первой необходимости, то у людей возникнет дефицит денежных средств на приобретение товаров роскоши, к которым относятся ювелирные изделия.
Сергей Демичев: В нашем сегменте банки будут выдавать на 20% меньше кредитов. Если сейчас у нас доля продаж в кредит составляет 15%, то в этом году она сократится до 11–12%. Всему виной большая закредитованность: у некоторых активных потребителей по три–четыре кредита. Ситуация разрешится не раньше второго полугодия, по данным наших партнеров, возобновят выдачу кредитов они в августе–сентябре.
Андрей Мельников, генеральный директор "Спектр Групп": Думаю, что мы никак не почувствуем, что банки стали бороться с закредитованностью населения. В магазинах "Спектр" мы продаем товары первой необходимости, а шампуни и мыло будут покупать всегда — и с ипотекой, и без нее, и даже в разгар кризиса. А сами мы в кредит вообще ничего не продаем, поэтому последствия этой инициативы для нашей отрасли самые минимальные.
4) Из–за высокой конкуренции сети планируют развиваться за пределами Петербурга. Возможна покупка других игроков.
Алексей Иовлев: Мы продолжаем в 2014 году открытие новых магазинов в трех федеральных округах: Северо–Западном, Центральном и Поволжском. До трети роста нашей сети в 2013 году обеспечивали сделки по поглощению небольших локальных игроков. В 2014 году мы планируем сохранить долю таких сделок в нашей программе развития. Более крупные сделки по покупке действующего бизнеса тоже, конечно, возможны.
Сергей Докучаев: В регионах у нас больше возможностей для развития, в Петербурге компания уже широко представлена сетью из 11 магазинов. Несмотря на то что возможности среднего ценового сегмента в регионах ограничены, у нас есть большой потенциал. В 2014 году мы планируем открыть пять–семь магазинов в регионах с благополучной экономической ситуацией: нефтегазовый Север, Поволжье. Покупку других сетей мы для себя не рассматриваем.
Сергей Демичев: Петербург почти охвачен нами, есть пробел только на Юго–Западе, но там мало шансов найти подходящее место по адекватной цене. Поэтому область наших интересов — территория в радиусе 1,5 тыс. км от Петербурга. Мы готовы рассматривать предложения о покупке других сетей, но пока еще сказывается эйфория от удачных продаж в праздники. Думаю, к февралю собственники станут реалистично оценивать свои возможности.
Алексей Мельников: Мы уже достигли потолка развития в Петербурге, здесь работают около 60 наших магазинов. В этом году мы планируем выходить в Ленинградскую область, а также в другие регионы. В планах открытие примерно 15–20 магазинов за этот год. Я бы не назвал это вынужденным шагом, но, конечно, конкуренция играет важную роль. Как любая другая компания, мы хотели бы наращивать масштаб работы.

Автодилеры


1) Рынок продаж новых автомобилей в 2014 году не сможет повторить даже невысокие результаты 2013 года — спрос продолжит падать.
Александр Кумпан, исполнительный директор ООО "Аксель групп": Мы согласны с прогнозами, которые уже озвучивались в конце 2013 года: ждем падения рынка в 2014 году еще примерно на 5%, премиум–сегмент вырастет, но темпы роста снизятся до 10–12%. Завершение государственной програмы льготного кредитования, а также высокий уровень общей закредитованности населения — основные предпосылки снижения.
Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития холдинга "Атлант–М": Мы ожидаем падения продаж в начале 2014 года как из–за сезонных факторов, так и из–за опережающего спроса в декабре — накануне введения утилизационного сбора на автомобили российской сборки и окончания программы субсидирования процентных ставок. Мы прогнозируем, что в дальнейшем объемы продаж постепенно вернутся к уровню 2013 года.
Андрей Толоконников, директор ДЦ "GM–Автомир" в Санкт–Петербурге: Заметного изменения рынка новых авто в Петербурге ожидать не стоит. Правда, этот прогноз относится к среднеценовым маркам (без учета премиума, отечественных и китайских брендов). В итоге, основываясь на имеющихся оценках производителей, а также на общих тенденциях, мы оцениваем, что прогноз продаж в 2014 году будет лишь на 1,5% выше факта 2013 года.
Ярослав Белоусов, член совета директоров группы компаний "Лаура": Если не будет глобальных экономических потрясений, то рынок останется, скорее всего, на уровне 2013 года. Возможно, сократится в пределах 5%. Но это падение будет диверсифицированным. Продажи "Лады" и автомобилей ряда иностранных брендов массового сегмента будут сокращаться, но это сокращение будет отчасти компенсировано ростом продаж в сегменте SUV и в сегменте премиум.
2) Демпинговые войны привели к тому, что снижать дальше цены на автомобили дилеры могут только себе в убыток.
Александр Кумпан: Сейчас мы оказались в ситуации стагнации рынка. Даже сверхскидки и работа в убыток не гарантируют выполнения планов продаж, поэтому я не думаю, что именно дилеры будут демпинговать. Работать ради работы никому не интересно, скорее импортеры будут давать существенную поддержку продаж и проводить кампании по продвижению своих марок.
Алексей Терещенко: Демпинг некоторых участников был всегда. Но в 2014 году ситуация должна улучшиться. Во–первых, задания импортера для дилеров должны оказаться ближе к реальной ситуации. Во–вторых, многие участники рынка, даже получая бонусы, оказались убыточными именно из–за потерь доходности и поняли, что демпинг — это путь в никуда. В–третьих, рост числа дилеров приостановился.
Андрей Толоконников: Амбициозные планы автопроизводителей на 2014 год, большие складские остатки на начало года, а также желание наверстать упущенные прибыли 2013 года будут способствовать усилению конкурентной борьбы на автомобильном рынке. Я думаю, что в этом году эта тенденция станет особенно заметной на высококонкурентных рынках Москвы и Петербурга.
Ярослав Белоусов: Демпинг — позиция в корне неверная. Если бизнес не приносит денег, он неэффективен. Если есть снижение цены, оно должно компенсироваться введением новых услуг, расширением ассортимента услуг, повышением маржинальности в других направлениях. Те же дилеры, которые продолжат массово "сливать" автомобили, рискуют остаться вообще без бизнеса, и такие примеры в 2013 году уже были.
3) Дилеры не смогут выполнить планы продаж импортеров, если последние их не снизят.
Александр Кумпан: Если мы и остальные участники рынка в 2014 году планируем падение продаж на 5%, то каждый конкретный импортер планирует рост. Так было в 2013–м, когда планировали рост на 5%, а по факту получили падение на 5%. При этом если сложить планы импортеров, то рост должен быть 20–25%. Вот тут и проблемы: то, что отрасль еще выдержала в 2013 году, повторить в 2014–м уже проблематично.
Алексей Терещенко: Рыночная ситуация и финансовое состояние дилеров требуют от импортеров пересматривать свою политику — сбытовую, маркетинговую, финансовую. Те из импортеров, которые пойдут на улучшение условий для дилеров, получат более сильную и эффективную дилерскую сеть. Те импортеры, которые будут заботиться лишь о своих результатах в краткосрочном периоде, продолжат терять дилеров.
Андрей Толоконников: Так как в 2014 году произошло перераспределение долей и лидеров на рынке, импортеры будут стараться вернуть или улучшить позиции прошлого года, в связи с чем не стоит ожидать снижения планов. От импортеров в этом году скорее можно ожидать поддержки в виде льготных ценовых, кредитных, сервисных и прочих политик.
Ярослав Белоусов: Если импортер не может найти общего языка с дилерами, то это сказывается прежде всего на итоговых продажах. Поэтому все успешные представительства активно идут на диалог с дилерами, чтобы выстроить адекватный — достижимый — план продаж. При этом основной вопрос во взаимодействии — это не обязательно уступки, а взаимовыгодные условия работы.
4) Дилеры делают ставку на рост доходов за счет сервисного обслуживания автомобилей.
Александр Кумпан: Маржинальность этого бизнеса в РФ падает постоянно, и не кризисный 2013 год оказался в этом смысле рекордным. Хотя, естественно, есть сети, которые только нарастили прибыль, но у большинства предприятий прибыль упала. Для нас 2013 год был рекордным как в продажах, так и по финансовым показателям. В 2014 году мы также планируем небольшой рост в продажах и существенный рост в доходах.
Алексей Терещенко: Тенденция снижения маржи разная у каждого отдельного импортера, и мы не можем построить полную картину. Как и ранее, дилеры будут пытаться заработать на послепродажном обслуживании автомобилей, продаже запчастей, дополнительного оборудования, страховок и т. д. Продолжит развиваться направление работы с автомобилями с пробегом.
Андрей Толоконников: Тенденции 2013 года по снижению маржи дилеров сохранятся и в 2014 году. Но на фоне общего сокращения спроса на автомобили в России рынок автокредитования показывает рекордный рост. Так что кредитование и страхование является перспективным направлением в 2014 году. Ну и, конечно, нельзя забывать о "кормильцах" автосалонов — сервисе и кузовном ремонте.
Ярослав Белоусов: Как известно, маржинальность автомобильного бизнеса давно уже не основана исключительно на продаже автомобилей. Все успешные дилеры на сегодняшний день работают над расширением спектра предоставляемых услуг. Среди них в основном продажи кредитных и страховых продуктов, продажи дополнительного оборудования и сервисное обслуживание автомобилей.

Транспорт


1) Запрет на использование иностранных водителей может весной парализовать пассажирские перевозки.
Александр Хазов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк": Мы переобучили значительную часть наших иностранных водителей. Примерно 70% из них получили положительный результат на экзамене. Случится коллапс или нет, сейчас сказать сложно. Но переобучить водителей — это только полдела, проблема еще в том, что до сих пор нет нормативных актов, регламентирующих порядок обмена и получения российских прав иностранными водителями.
Алексей Ивин, генеральный директор Петербургской транспортной компании: Времени до вступления закона в силу остается мало, январь уже заканчивается, а постановления правительства России об обмене водительских удостоверений до сих пор нет. Проблема только в нем. Может получиться так, что нормативный акт появится в последний момент и мы уже не успеем обменять права всем водителям, которые успешно сдали экзамен.
Андрей Лызин, генеральный директор ГУП "Пассажиравтотранс": У нас из 3 тыс. водителей всего 150 — иностранцы. Это в разы меньше, чем у коммерческих перевозчиков. Постепенно они сдают теоретический экзамен на получение российского удостоверения. Поэтому в любом случае это не отразится на нашей работе. Водительский штат укомплектован на 98%, и мы стараемся, чтобы этот показатель не снижался.
Василий Киселев, председатель НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров": Коллапс вполне возможен. Если не удастся мигрантов обеспечить правами, то после вступления закона в силу они не сядут за руль. Зачем компании платить штрафы? Всего на городском общественном транспорте трудится 4,6 тыс. мигрантов. Проблема усугубляется тем, что в среднем каждый мигрант работает в Петербурге 1 год и на его место приходит другой мигрант.
2) Отмена книжек международных дорожных перевозок (МДП) может поставить грузовики в очередь на границе.
Геннадий Паластров, директор ЗАО "АД–Системс": В июле Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) либо останется на рынке, либо ее заменит новая гарантийная организация. Предсказать сейчас сложно. Подтвердить документами свои денежные претензии ФТС пока не может. Если АСМАП уйдет, то в результате организационных неурядиц может возрасти время прохождения границы, поднимется стоимость гарантий.
Александр Носков, генеральный директор ООО "Миларин": А мне не важно, кто из них победит — ФТС или АСМАП, просто дайте нам работать, не трогайте нас. Кто победит, под того и подстроимся. Не имеет значения, кому платить. Платили в АСМАП, теперь будем перечислять деньги в ФТС. Может, они зашевелятся, льготы для отечественных перевозчиков сделают. За нас никто не борется, никто не защищает наши интересы, поэтому и все равно.
Руслан Кисс, генеральный директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер": Если правительство допустит отмену МДП, то у российских перевозчиков могут возникнуть большие проблемы на территории ЕС. Впрочем, властям нет дела до частного бизнеса. Надо смотреть, какие кадровые решения примет Путин после Олимпийских игр: если отправит в отставку главу ФТС, то МДП останется. Еще не надо забывать, что за сохранение МДП выступают Белоруссия и Казахстан.
Марк Броновский, вице–президент группы компаний "Сотранс": Возможно, в итоге победит дружба, уверен: к лету стороны придут к консенсусу. В принципе могут существовать и две гарантийные системы. Дело в том, что не всегда удобно пересекать границу по книжке МДП. Например, в Казахстане на границе те, кто едет по книжкам МДП, могут столкнуться с проблемами. В то же время гарантии, предлагаемые структурами ФТС, более широкие.
3) Пропускная способность городских улиц сокращается, а вместе с ней падают доходы перевозчиков.
Алексей Ивин: Предпринимаемые властями меры по ускорению движения транспорта пока не дали ощутимого результата. Проблема в том, что у города нет концепции развития общественного транспорта, охватывающей все нюансы. Например, если мы хотим выделить правую полосу для автобусов, то надо подумать, где будут парковаться автолюбители. Пока не заметно, что ситуация вскоре изменится к лучшему.
Андрей Лызин: На сегодняшний день в городе созданы только три полосы для общественного транспорта. При этом самым эффективным вариантом остается участок Лиговского пр., физически отделенный от других полос. Если полосы обозначены только разметкой, то на них должны быть расположены камеры фиксации нарушений правил. И ответственность за эти нарушения должна стать неотвратимой.
Алексей Эвентов, генеральный директор ООО "Техничка" (такси "6 000 000"): С пробками положительных изменений не жду. Мы весь год ездим по базовому тарифу, а когда начинаются глобальные пробки, например под Новый год, мы повышаем тарифы тождественно тому, как растут пробки. В том году повышали в 2 раза. То есть из–за увеличения времени поездок мы больше не зарабатываем, а горожане из своего кармана платят за бездействие властей.
Геннадий Белозовский, генеральный директор ООО "Такси–Люкс": В таком мегаполисе, как Петербург, проблему пробок, наверное, не решить, но облегчить ее можно. Например, убрав с улиц припаркованные автомобили, особенно в центре города. Для этого нужно создавать паркинги, может, на месте ветхих зданий. Одновременно с этим нужно развивать общественный транспорт. Но эту проблему можно решить только комплексом мер, а его у власти пока нет.
4) Власти не борются с нелегальными перевозчиками, что лишает добросовестные компании прибыли.
Александр Аристов, глава сектора международных и междугородних перевозок Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо–Запада: На рынке междугородних перевозок царит неопределенность не только из–за нелегалов, но и вследствие действий региональных властей. Ты можешь проснуться утром и узнать, что по твоим маршрутам ходит еще десяток автобусов. Загрузка падает. Как в таких условиях можно планировать работу, просчитывать окупаемость инвестиций? А с нелегалами власти бороться не в состоянии.
Андрей Лызин: Главным препятствием на пути борьбы с нелегальными перевозчиками остается отсутствие полномочий у городских властей, так как в действующем законодательстве они не закреплены. Получается, что субъект Федерации в этой части полностью выключен из системы регулирования транспортной отрасли. Пока я не вижу предпосылок для улучшения ситуации.
Алексей Эвентов: Вопрос с нелегалами нельзя решить отдельными нормативными актами или точечными ударами от МВД, законодательной власти и т. д. Пока не будет системы, ничего принципиально не изменится, не появится понятная инфраструктура, останутся бомбилы, ментовские крышевания, шахиды на девятках. Но изменений ждать не приходится: нет ни законов, ни потенции на это ни у кого.
Геннадий Белозовский: Ситуация с нелегалами в такси не изменится. Надо полностью менять федеральный закон "О такси" и запретить всем организациям кроме комитета по транспорту выдавать разрешения, потому что сейчас каким–то образом их выдает масса компаний. В результате из 15 тыс. человек, получивших разрешение, легально работают, платят налоги, примерно 1,5 тыс. человек.

Дороги


1) Пост руководителя дорожной отрасли — председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры остается вакантным.
Юрий Агафонов, генеральный директор ассоциации "АСДОР": На этот пост может претендовать кто угодно. В последнее время массовой стала практика, когда на узкие направления назначают так называемых менеджеров. Это происходит повсеместно. Пришло много людей, которые никогда не занимались дорогами и вообще не имеют о них представления. Хочется, чтобы у нас председателем комитета стал человек, знающий проблемы дорожного комплекса.
Евгений Медрес, первый заместитель генерального директора, совладелец ГП "Дорсервис": Председатель КРТИ в первую очередь должен быть профессиональным специалистом, уметь стратегически мыслить. Не важно, из Петербурга он будет или из Москвы, главное, чтобы он делал полезное для города дело. Такие специализированные комитеты должны возглавлять те, кто занимается прикладным делом, знает процесс изнутри. Это может быть не только дорожник, но и строитель.
Кирилл Иванов, генеральный директор объединения "ДОРМОСТ": Вот говорят, что Марат Оганесян может стать еще и председателем КГИОП, и это звучит как анекдот. А с другой стороны, может, он и председателем КРТИ станет, тогда все будет очень логично замыкаться. Проблема не только в руководителе. За последние 1,5 года из КРТИ вымыты профессионалы, и, кто бы ни пришел, кадровая проблема останется. Глава главой, но кто–то еще и работать должен.
Михаил Петрович, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургский НИПИград": Проблема в названии комитета: развитие транспортной инфраструктуры подразумевает комплекс — это и порт, и аэропорт, и железные дороги, и метрополитен, и т. д. По этой логике возглавлять комитет должен человек уровня вице–губернатора. Но КРТИ в сегодняшнем виде — это скорее комитет по строительству дорожной инфраструктуры и метро. Ну тогда возглавить его, наверное, должен строитель.
2) В адресную инвестиционную программу (АИП) на 2014 год почти не попали новые проекты.
Владимир Калинин, президент группы компаний "АБЗ–1": Тенденция последних лет в том, что основные средства АИП предназначаются для строительства развязок и мостов, их вес в программе составляет 60–70%. А чисто дорожного строительства очень мало. Дорожно–строительных работ и ремонта дорог должно быть больше. Это пожелание подрядчиков, но и город, комитеты стараются много для этого сделать, и можно ожидать движения в эту строну.
Евгений Медрес: Нужно строить магистрали непрерывного движения, в основном по набережным. Частично эта работа ведется и продолжится в этом году. Кроме того, городу нужны два крупных объекта — Седьмая магистраль и магистраль с мостом в створе Фаянсовой — Зольной. Возможно, на принципах ГЧП. Еще надо реанимировать идею Орловского тоннеля и развивать пешеходное движение в центре.
Кирилл Иванов: Городу не хватает минимум двух переправ через Большую Неву. Одна должна быть ближе к устью, вторая — между Финляндским и Володарским мостами. Насколько я знаю, губернатор на один мост согласен. Скорее появится переправа в створе Фаянсовой — Зольной или ул. Коллонтай. Она нужна даже больше, чем Ново–Адмиралтейский мост, хотя жители Васильевского могут со мной не согласиться.
Михаил Петрович: Сначала нужно сделать комплексную транспортную схему и транспортный раздел генплана на ее основе. Тогда можно будет говорить о конкретных адресах. На любую работу нужно 9 месяцев, поэтому если подготовить конкурс в течение 3 месяцев, то можно успеть до конца года сделать саму работу. Но даже задание на эти работы непростое, и маловероятно, что его успеют быстро подготовить.
3) Транспортная инфраструктура неумолимо отстает от нового жилого строительства, и в 2014–м эта тенденция только усугубится.
Юрий Агафонов: Я предлагаю заморозить жилищное строительство, пока мы не решим транспортные проблемы. Нужны радикальные меры, которые обратят внимание на проблему и помогут в дальнейшем увеличить объемы финансирования дорожной отрасли. Проблема же не решается, а перетекает из года в год, только усугубляясь. Растут метры в городе, плюс горожане покупают по 200 тыс. новых машин в год.
Евгений Медрес: Нет единого документа, который предусматривал бы взаимосвязь всех строящихся объектов — инфраструктуры, жилья, дорог. Ряд комплексов передаются с ограниченной транспортной доступностью, и вот мы видим запертые жилые объединения в районе Девяткино, Мурино, на Гражданке, в Приморском районе... Если не решать проблему сейчас, она скоро вызовет серьезные социальные последствия.
Кирилл Иванов: Мы идем по граблям прошлых лет, когда, строя жилые массивы, никто не думал о том, как люди будут туда добираться и где будут размещать транспорт. Если вы строите 1,5 тыс. квартир, вы наивно думаете, что 200 машино–мест достаточно? В техническом задании этот вопрос формулируется крайне скудно. Не знаю, можно ли это изменить, ведь в городе отсутствует градостроительная политика.
Михаил Петрович: Чтобы начать решать эту проблему, нужна схема организации транспортного обслуживания. Например, застраивается Девяткино, и, чтобы понять, как будет работать транспортная система, надо посмотреть почти весь Калининский район, Мурино и Бугры. Но такого комплексного документа с точки зрения законодательства нет, а на уровне проекта планировки рассмотреть эту проблему невозможно.
4) Весь прошлый год КРТИ старательно боролся с проблемой долгой приемки дорожных работ, но она все еще остается актуальной.
Владимир Калинин: Задержка в приемке работ — это след предыдущих решений. Если сейчас кто–то испытывает трудности с оформлением документации, значит, в начале пути контракта для этого были заложены какие–то негативные условия. Кто–то принял неправильные решения или кто–то просто не сделал свою работу. По каждому объекту причины свои, думаю, их нельзя объединить в одну тенденцию.
Евгений Медрес: При строительстве дорог обязательно приходится что–то менять в проекте, вопрос только — в каком объеме. Есть указание, и, полагаю, оно должно быть реализовано, о том, что повторно в экспертизу должна передаваться только модифицированная документация, то есть с теми изменениями, которые могут влиять на надежность и безопасность. Остальное не должно снова проходить экспертизу. Иначе ввод объектов так и будет тормозиться.
Кирилл Иванов: Нужно разработать регламент, по которому заказчик, получив исполнительную документацию, обязан в течение 10 дней дать мотивированные замечания — или можно считать объект принятым. В прошлом году проблемы с приемкой начали решаться. А их две, первая — на стадии приемки обогащались недобросовестные граждане. Вторая — город объявлял аукционы на содержание дорог, не введенных в эксплуатацию.
Михаил Петрович: На стадии подготовки строительства, когда технический проект переходит в стадию рабочей документации, обязательно должен быть элемент свободы. Этот люфт обеспечит применение новых технологий, эффективных материалов, но эти изменения обязательно должны согласовываться с автором проекта и заказчиком. Это вопрос управления. Тогда проблемы с вводом, возможно, сократятся. Но, чтобы ситуация поменялась, нужно лет пять.

Городское хозяйство


1) Монополисты все чаще банкротят управляющие компании и ТСЖ/ЖСК за долги по коммунальным услугам.
Максим Шаскольский, генеральный директор ОАО "Петербургская сбытовая компания": Мы в этом году будем еще активнее банкротить УК. Это будет стимулом к добросовестной оплате. У многих компаний есть большие долги — при том, что люди, живущие в их домах, вполне платежеспособны. Сейчас рассматривается вопрос о применении процедур банкротства в отношении СПб РЭП "Строитель", ТСЖ "Королева 43/1" и ряда других управляющих организаций.
Марина Акимова, председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт–Петербурга: Я не могу прогнозировать, как дальше будут развиваться события с банкротством, но мне непонятно, почему население должно расплачиваться за несовершенство системы начисления квартплаты. Почти во всех случаях долги образуются из–за этого, а не потому, что управляющий украл деньги. Кто должен гасить эти долги, чтобы УК и ТСЖ избежали банкротства, тоже неясно.
Евгений Пургин, председатель Ассоциации управляющих и обслуживающих организаций в жилищной сфере Санкт–Петербурга: Управляющим нужно учиться противостоять монополистам в этом вопросе. Для этого нужно привлекать специалистов. Это очень сложное дело, и пока наши управляющие не знают, как поступать в таких случаях. В ближайшее время стоит ожидать развития рынка услуг по противодействию банкротствам и передела рынка в результате банкротства УК и ТСЖ и перехода их домов в другие руки.
Артур Тринога, генеральный директор ГУП "ТЭК СПб": ГУП "ТЭК" не преследует цели обанкротить управляющие компании и ТСЖ. Мы лишь занимаемся взысканием задолженности. Прибегаем к этому тогда, когда иначе вернуть средства за оказанные услуги невозможно. У ГУП "ТЭК" нет функции управления жилыми домами. Мы управляем лишь одной организацией, которая сама обратилась к нам с такой просьбой.
2) С апреля 2014 года в счетах по квартплате появится платеж за проведение капитального ремонта домов.
Валерий Вогачев, заместитель председателя жилищного комитета Санкт–Петербурга: Никто не заставляет всех платить в городской фонд капремонта. Но надо быть реалистами: в 2016 году ваш дом по программе должен провести капремонт стоимостью 1 млн рублей. К этому времени он не накопит таких денег, собирая плату на отдельном счете. По закону дом перейдет к единому оператору, он будет по конкурсу выбирать подрядчиков, а собственники — контролировать качество ремонта.
Марина Акимова: В принятом механизме проведения капремонта много минусов. Главный в том, что большинство граждан будут вынуждены собирать деньги в общегородской фонд, а не открывать специальный счет для каждого дома. Мы помним, как проводился ремонт кровель: они после этого стали течь, фирмы–подрядчики сразу после проведения работ исчезали, а претензии было некому предъявлять.
Евгений Пургин: В Петербурге закон о плате за капремонт ориентирован на развитие общегородского фонда капремонта, а не на открытие расчетных счетов для отдельных домов. То есть подрядчиков для проведения капремонта будет выбирать общегородской оператор. Думаю, со временем заказчик научится выбирать нормальные организации, а граждане будут активнее контролировать проведение ремонта.
Георгий Доденгефт, управляющий директор FM NAI Becar: Механизм финансирования капремонта пока сырой, и в таком виде вводить его нецелесообразно, так как это дает возможность поиска лазеек для недобросовестных компаний. Кроме того, это вызовет много вопросов у населения, вырастут долги по квартплате. С другой стороны, вводить плату за капремонт нужно, но пока лишь в тестовом режиме, чтобы выявить все изъяны и недочеты.
3) В этом году в России введут нормативы потребления электроэнергии, в 2015–м — нормативы потребления воды.
Артур Тринога: Нормативы потребления ресурсов — пережиток прошлого. Сейчас нужно идти по пути учета потребленной энергии, воды современными измерительными приборами, которые позволяют отслеживать процессы предоставления ресурсов в онлайн–режиме и управлять ими. Благодаря полному оснащению квартир приборами учета жители научатся рачительно относиться к ресурсам.
Марина Акимова: Система к этому не готова. Например, если вы свою норму не использовали, куда ее деть? Перенести на общедомовые нужды? Но поквартирно считает "Петроэлектросбыт", а на общедомовые нужды — УК. Еще проблема: существуют дневные и ночные тарифы на электроэнергию. Программы расчетов составлены с учетом этой разницы. Теперь их нужно будет переделывать, возникнет путаница.
Евгений Пургин: Это не даст обещанного результата — экономии ресурсов и устранения перекрестного субсидирования. Тариф должен быть единым для всех. Введение социальных нормативов приносит только вред, так как таким образом в рамках норматива субсидируются и бедные, и богатые. Малоимущим нужно помогать адресно, а тот, кто может платить полную стоимость тарифа, должен это делать.
Георгий Доденгефт: Думаю, после введения нормативов те, кто добросовестно платит за услуги, сократят потребление ресурсов примерно на 20%. У недобросовестных плательщиков увеличится задолженность, а у тех, для кого экономия не очень важна, вырастут расходы на квартплату. В целом картина потребления ресурсов изменится не кардинально, поэтому нововведение серьезно не повлияет на рынок.
4) Долги петербургских потребителей перед поставщиками коммунальных ресурсов достигли 10 млрд рублей.
Максим Шаскольский: За год решить эту проблему невозможно. Основные причины возникновения задолженности: мошенничество, незаключение договоров энергоснабжения, некомпетентность руководства управляющих компаний, нецелевое расходование средств. Для решения проблемы нужно ввести персональную ответственность руководителей компаний, не допускать к этой работе тех, кто ранее участвовал в создании недобросовестных УК/ТСЖ/ЖСК.
Валерий Вогачев: Долги будут расти, пока федеральные нормативные акты не приведут в соответствие с реальной жизнью и друг с другом. Главные причины роста долгов: ограничение общедомовых нужд потребления ресурсов, отсутствие квартирных приборов учета и справки за отсутствующих жильцов. Госдума уже признала, что действующая система приводит к росту задолженности. А пока можно только частично погасить долги из бюджета.
Евгений Пургин: Предпосылки для улучшения ситуации есть в отношении УК, ЖСК и ТСЖ, которые обслуживаются не через ГУП "ВЦКП", а через другие расчетные центры. Например, в наших домах мы будем переходить на прямые договоры с поставщиками ресурсов. Тогда можно будет выявить неточности в расчетах, если они есть, определить суммы долга. Для домов — клиентов ВЦКП я не вижу реальных перспектив в решении вопроса долгов.
Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar: Остановить процесс образования долгов в этом году не удастся. Связано это в первую очередь с недоработкой в законодательстве и с невозможностью ограничения энергоресурсов. Должникам не грозят серьезные санкции. УК должны обращаться в суд для взыскания задолженности — это занимает много времени. Для решения проблемы долгов нужно упростить эту судебную процедуру и модернизировать энергосистему.