"Деловой Петербург". Обмен с квартплатой

Автор фото: Вдовин Сергей

Жилкомсервисы задолжали монополистам более 12 млрд рублей. Кредиторы начинают их банкротить и в этом году обещают делать это активнее. Для Смольного это чревато потерей контроля над 50 млрд рублей в год.

Монополисты начинают банкротить управляющие компании, ЖСК и ТСЖ за долги по оплате горячей и холодной воды, тепла и электричества. Общий долг исполнителей коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями — 12,69 млрд рублей. Большая часть этой задолженности просроченная. Массовое банкротство приведет к глобальному переделу рынка управления жильем и денег, собираемых в счет квартплаты, — это около 50 млрд рублей в год.

По собственным расчетам

В целом в Петербурге годовой объем квартплаты составляет около 71 млрд рублей, из них 70% собирает ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования" (ВЦКП). Ни управляющие, ни монополисты сейчас не получают денег напрямую от собственников жилья. Квартплата поступает сначала в ГУП, а потом перечисляется поставщикам ресурсов и жилкомсервисам. Монополисты в прошлом году заявили, что недовольны тем, как ведет расчеты ВЦКП, и пригрозили создать собственные расчетные центры или вовсе взять в управление дома, которые обслуживаются в ГУП. Сделать это можно, обанкротив исполнителей коммунальных услуг и введя внешнее управление.
В основном списки злостных должников по плате за коммунальные ресурсы состоят из управляющих компаний. Прежде всего — жилкомсервисов (ЖКС). Из 44 работающих в Петербурге ЖКС 35 полностью принадлежат городу, в остальных он имеет 20%. Эти компании были образованы в 2005 году на базе государственных ЖЭКов — сначала в виде ОАО, потом реорганизованы в ООО. В списке претендентов на банкротство по искам ТГК–1 пять жилкомсервисов. Один (ЖКС № 2 Василеостровского района) уже обанкрочен в прошлом году. Причем судебные процедуры прошли стремительно: дело было принято к производству в октябре 2012–го, а уже в мае 2013–го в этом ЖКС было введено внешнее управление.
ГУП "ТЭК" пока банкротит ТСЖ. По его искам в отношении двух товариществ введена процедура наблюдения. В целом только за прошлый год ГУП "ТЭК" инициировало около 30 дел о взыскании задолженности с управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.
Более впечатляющие показатели у ГУП "Водоканал": по данным Арбитражного суда СПб и ЛО, к одному только ЖКС № 3 Московского района в 2013 году оно инициировало 136 исков. Всего в прошлом году в адрес жилкомсервисов, ТСЖ и ЖСК "Водоканал" направил 650 исков.
В этом году монополисты обещают активнее банкротить должников. В ТГК–1 сообщили, что вопрос о санации злостных неплательщиков рассматривался советом директоров в конце 2013 года. "Наличие задолженности может серьезно осложнить работу компании. Например, долг только по Петербургу почти в 2 раза превышает стоимость ремонтной программы на наших ТЭЦ", — отметили в ТГК–1.

Не корысти ради

Все монополисты объясняют, что для них главное — не обанкротить управленцев, а получить свои деньги. Как сообщили в "Водоканале", у должников нет имущества, за счет которого они могли бы расплатиться с кредиторами. Поэтому получить деньги в рамках процесса банкротства невозможно. Кроме того, до восстановления платежеспособности банкрота долги не погашаются. Вернуть деньги можно, участвуя в управлении домами компаний–должников и собирая с них квартплату. В ГУП "ТЭК" добавили: некоторые ЖКС не справляются с управлением и просят им помочь.
У самих УК другое объяснение. "Монополистов привлекает возможность напрямую собирать квартплату с граждан, без посредников в виде ВКЦП", — считает гендиректор НП "МежРегионРазвитие" Владислав Воронков. Город не заинтересован, чтобы ресурсоснабжающие организации переходили на прямые договоры с собственниками жилья, ведь тогда принадлежащий ему ВЦКП лишится денег, которые поступают на его счет в виде квартплаты, добавляют в Ассоциации управляющих и обслуживающих организаций в жилищной сфере. Если монополистам удастся обанкротить хотя бы десяток наиболее крупных должников из числа ЖКС, они сразу заберут у города 9 – 10 млрд рублей в год в виде квартплаты населения. Так, обанкроченный ЖКС обслуживает 661 дом, суммарный объем годовой квартплаты которых — 1,15 млрд рублей. Как только там было введено внешнее управление, ЖКС отказался от услуг ВЦКП. Примерно такие же объемы и у других жилкомсервисов.

Кто ответит за долги

Город не собирается отдавать монополистам денежные потоки. В прошлом году жилищный комитет предложил погасить из бюджета часть долгов — 4,6 млрд рублей. Но пока деньги не выделены. К тому же проблему это не решит. Как пояснил заместитель председателя жилищного комитета Валерий Вогачев, главные причины возникновения долгов — неплатежи населения и законодательные изъяны: "Комитет Госдумы по ЖКХ признал, что действующая система расчета за жилищно–коммунальные услуги не позволяет предотвращать возникновение задолженности". Пока Минрегион РФ не устранит недостатки в системе, долги будут расти, говорит Валерий Вогачев.
Председатель ЖСК "1066" Ольга Корякина уточняет: долги образуются еще и из–за неверного начисления платежей монополистами. Ее ЖСК отсудило у ГУП "ТЭК" 2 млн рублей, которые, по мнению энергокомпании, ей недоплачивали жильцы.
Даже если удастся погасить долги жильцов–неплательщиков и опротестовать неверные начисления монополистов, неясно, кто должен компенсировать задолженность, образовавшуюся из–за ущербности системы расчетов, отмечает глава Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марина Акимова. А Владислав Воронков из "МежРегионРазвития" считает, что монополисты, получившие обанкроченные компании в управление, будут гасить долги, экономя на жилищных услугах — текущем ремонте, уборке домов.
В результате жилфонд, который и так находится в плачевном состоянии, будет стремительно ветшать, прогнозирует он.
В ближайшее время будет происходить передел рынка в результате банкротства управляющих компаний и ТСЖ и перехода их домов в другие руки. Одновременно будет развиваться рынок услуг по противодействию банкротствам. В процессе банкротства монополисты практикуются в управлении жильем. Хотя все они говорят: мы вам покажем, как нужно управлять, — в реальности ситуация в качестве обслуживания домов не меняется. Вряд ли они будут заниматься управлением жильем. Это не профильная для них деятельность и для таких монстров, как монополисты, неинтересная.
Евгений Пургин
глава Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере, гендиректор УК "Стакс"
Мы не преследуем цель признавать несостоятельными УК, ТСЖ, ЖСК и брать на себя их роль. Но при увеличении размера задолженности, периода просрочки долга ГУП "ТЭК" инициирует процедуры банкротства. По закону после введения внешнего или конкурсного управления дома банкротов переходят к арбитражному управляющему. Опыт показывает, что с момента введения внешнего управления прекращается рост дебиторской задолженности. Кроме того, угроза банкротства дисциплинирует управляющие компании, стимулирует их своевременно оплачивать предоставленные услуги.
Иван Калитеевский
первый заместитель генерального директора по корпоративному развитию ГУП "ТЭК СПб"