Гражданский док Сечина

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Россия, Санкт-Петербург. ПМЭФ 2012. Панельная дискуссия "Глобальные прогнозы в энергетике: в поисках стабильности". На снимке: Игорь Сечин, президент, председатель правления ОАО "НК "Роснефть".

Выборгский судостроительный завод возьмет в управление финскую верфь Arctech Helsinki Shipyard. Позже оба актива могут перейти под контроль "Роснефти", возглавляемой Игорем Сечиным.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) консолидирует 100% акций находящейся на грани банкротства финской верфи Arctech Helsinki Shipyard (AHS), после чего передаст это предприятие в управление Выборгскому судостроительному заводу (ВСЗ, также входит в ОСК). В результате объединения производственные возможности ВСЗ возрастут примерно втрое. В перспективе, по мнению отраслевых экспертов, ОСК может продать Выборгский завод (его активы оцениваются в 6,5 млрдрублей). Наиболее вероятными покупателями, по их мнению, являются "Роснефть", возглавляемая Игорем Сечиным, и Nordic Yards Виталия Юсуфова, владеющая двумя верфями в Германии.

Вовремя продались

ОСК купила половину финской верфи у южнокорейской STX еще в декабре 2010 года. Сумма сделки составила 1,5 млн евро, плюс 18 млн евро ОСК пообещала выплачивать из прибыли от привлеченных заказов. Однако в конце 2013 года южнокорейская компания предъявила опцион на выкуп оставшихся 50% акций. Сделка по выкупу еще не закрыта — ожидается, что это произойдет до конца января.
На должность генерального директора AHS предложен Андрей Попов — заместитель генерального директора ВСЗ. Его кандидатура утверждена руководством ОСК. К работе он приступит сразу после завершения оформления сделки между ОСК и STX.
"AHS, таким образом, действительно станет российской верфью, а не только номинально принадлежащей российскому владельцу", — отмечает генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев.

Тотальный контроль

Обе верфи вошли в ОСК, находясь на грани банкротства.
Выборгский завод в конце 2013 года рефинансировал в ВТБ (на более долгий срок под меньшие проценты) свою задолженность в размере 1,4 млрд рублей перед Газпромбанком. Убытки Arctech достигают 60 млн евро.
"Чтобы покрыть эти убытки и сделать AHS рентабельным предприятием, необходимо привлечь заказов общей стоимостью около 2–2,5 млрд евро при плановой рентабельности 5%. Период окупаемости в этом случае займет около 10 лет", — подсчитал Александр Соловьев.

Выгодная партия

Объединение ВСЗ и AHS в одну технологическую цепочку позволит существенно увеличить производительность обеих верфей.
Дело в том, что AHS, находящейся в центре Хельсинки, запрещено выполнять множество работ по металлообработке — единственным, но очень весомым активом верфи является большой сухой док, где можно собирать корпуса из гранд–блоков (до 500 т) и достраивать корабли. А достройка — как раз узкое место ВСЗ: к марту 2014 года производительность корпусного участка выборгского завода достигнет 32–35 тыс. т в год, что превышает возможности верфи по достройке
"Благодаря объединению через 3 – 4 года мы сможем совместными усилиями производить ежегодно восемь судов арктического класса, а сейчас — только три", — объясняет Александр Соловьев. Поэтому чрезвычайно важным он считает обеспечение полного контроля над всеми производственными процессами обеих верфей.

Заказ за заказом

На текущий момент Выборгский судостроительный завод почти полностью загружен: достраивает три ледокола для ФГУП "Росморпорт" и приступает к строительству ледокола и тяжелого буксира общей стоимостью 5 млрд рублей по заказу компании "Ямал СПГ".
Технологическое объединение с финской верфью позволит ВСЗ претендовать на участие в строительстве двух серийных атомных ледоколов 60 МВт стоимостью 84 млрд рублей, контракт на которые может в ближайшие месяцы получить Балтийский завод.
"Передача на ВСЗ части работ по атомоходам возможна, поскольку плановая трудоемкость строительства ледоколов существенно превышает возможности Балтийского завода и он может не успеть в срок", — пояснил источник в ОСК.

В хорошие руки

Все эти активы в скором времени могут быть проданы частному инвестору.
Источник в отрасли пояснил "ДП", что в ОСК активно обсуждается идея привлечения частных инвестиций в гражданское судостроение путем продажи акций верфей, принадлежащих ОСК. При этом все военное кораблестроение останется в госкорпорации. Предполагается, что ОСК оставит за собой блокирующий пакет акций.
Одним из главных претендентов на ВСЗ называют компанию "Роснефть" — у нее большие планы по строительству арктического флота (более 300 единиц) для освоения шельфа. "Роснефть" уже получила контроль над дальневосточным заводом "Звезда", однако его еще нужно достроить.
Представитель "Роснефти" сообщил, что переговоров о покупке ВСЗ пока не ведется. Другой претендент — Nordic Yards не стал комментировать интерес к выборгской верфи.

Внутренний конфликт

С момента основания в 2007 году ОСК скупала судостроительные активы по всей стране, потратив на эти цели около 200 млрдрублей. По словам одного из судостроителей, управление в ОСК сейчас не очень эффективно из–за внутрикорпоративной борьбы между сторонниками главы совета директоров Андрея Дутова и вице–премьера РФ Дмитрия Рогозина — задерживается финансирование, не согласуется получение кредитов. Так что приватизация гражданских верфей, которая упростит структуру ОСК, может быть полезна для них.
Привлечение частных инвестиций в гражданское судостроение оптимизирует систему управления верфями, повысит ее качество, что пойдет на пользу верфям. Очевидно, что ОСК не очень эффективно управляет входящими в нее предприятиями. На верфях госкорпорации трудится меньшая часть специалистов, занятых в нашем судостроении, — 70 тыс. человек из 200 тыс. Небольшие частные верфи нередко более эффективны, чем предприятия, входящие в госкорпорацию. Проблема может быть только в том, как разделить военное и гражданское судостроение, ведь если верфь строит военные корабли, то это не значит, что она не может выполнять гражданские заказы. В прежние времена многие верфи строили и гражданские, и военные корабли.
Олег Тимофеев
заместитель генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр"
Кооперация в судостроение при выполнении серии технически сложных объектов — явление достаточно распространенное. Опыт работы с финской верфью у нас есть: в 1980–х годах, когда мы строили на Балтийском заводе атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач", сами суда строились на верфи в Хельсинки, после чего их пригоняли на Балтийский завод, где мы монтировали главную энергетическую установку и проводили испытания ледоколов. Большое преимущество Балтийского завода в том, что он обладает хорошей машиностроительной базой, которая позволяет ему обеспечивать комплектующими собственного производства не только себя, но и другие верфи.
Валерий Шевелкин
Бывший Член совета директоров Балтийского завода