"Деловой Петербург". Стагнация в розницу

Автор фото: Беликов Валентин

Стагнация в российской экономике привела к тому, что петербуржцы стали меньше тратить. Ретейлеры закрывают неприбыльные точки. Наиболее дальновидные игроки поглощают слабеющих конкурентов.

Проблемы на розничном рынке начались еще в прошлом году. Несмотря на заверения в стабильности рынка, ретейлеры ощутили, как неохотно расстаются петербуржцы с деньгами. "Покупатели стали тратить осмотрительнее, ждут более выгодных предложений, из–за чего, например, новогодний подъем продаж сместился ближе к концу января", — говорит генеральный директор ООО "Спектр Групп" Андрей Мельников.
К концу года ухудшение экономической ситуации было признано официально. Министерство экономического развития понизило прогноз роста ВВП в 2013 году с 1,8 до 1,4%. При этом стагнация сопровождается повышением инфляции — 6,5 вместо 6%, а также дальнейшим ослаблением курса рубля.
В этом году Минэкономразвития ожидает роста экономики России на 2,5 вместо 3%, в 2015 году — 2,8 вместо 3,1%, заявил глава министерства Алексей Улюкаев.

У кого плохо и почему

Первыми тревогу забили продавцы товаров не первого спроса. Негативные результаты прошлого года не позволяют им рассчитывать на рост продаж в 2014 году. "В конце прошлого года, особенно с ноября, сократилось число покупателей, мы связываем это с ощущением нестабильности, кризисными ожиданиями, люди не хотят сейчас тратить, так как неизвестно, что будет", — говорит Эдуард Остроброд, вице–президент по развитию корпорации Sela. "Как я и ожидал, продажи снизились на 10% по сопоставимым магазинам", — говорит совладелец ювелирной сети "585" Алексей Феликсов". По его словам, помимо общеэкономических причин, о которых подробно говорил бывший министр финансов Алексей Кудрин (неэффективность экономики, закредитованность граждан, возможное падение цен на нефть, снижение покупательной способности), сказываются сугубо отраслевые причины: снижение объемов розничного кредитования и падение стоимости золота.
"Оптимизма на этот год нет", — согласен Игорь Седов, директор по развитию ГК "Аксель" (дилер Toyota, Volkswagen, BMW, Saab). Он объясняет, что в ноябре и декабре традиционного предновогоднего пика не было и автосалоны отработали в ноль, хотя в целом группа компаний показала рост продаж новых автомобилей на 18%, а подержанных — на 23%. "Что самое тревожное, падали продажи дешевых автомобилей, а это предкризисное состояние, ведь чем дешевле автомобиль, тем острее его аудитория реагирует на кризис, на дорогие авто спрос более стабильный", — говорит Игорь Седов.
Один из признаков кризиса — смещение спроса в пользу дешевых товаров — ощутили сети бытовой техники и электроники. "В один из питерских магазинов Media Markt завезли мультиварки по 2 тыс. рублей, и вся партия разошлась буквально за 1 день", — рассказывает Анна Трофимова, руководитель PR–отдела сети Media Markt. По ее данным, интерес к недорогим товарам есть почти во всех товарных группах от бытовой техники до ТВ.
Сокращение числа покупателей она связывает с растущей конкуренцией. Так, магазин Media Markt в Мега Дыбенко к концу года окружало 10 конкурентов вместо четырех, а в районе вокруг торгового центра — 19 вместо 11. Конкуренция среди сетей бытовой техники и электроники в ближайшее время будет усиливаться, но в меньшей степени за счет ценовой конкуренции, считают в "М.видео".

Алкоголь подвел

Не осталась в стороне от кризисных настроений и продовольственная розница. Несмотря на многочисленные заверения ретейлеров, что "есть будут всегда", продовольственные торговые сети ощутили снижение темпов роста выручки. Правда, причины здесь не столько в экономии покупателей, сколько в ужесточении законов по продаже алкоголя, а также в растущей конкуренции.
По словам Олега Рыбакова , управляющего "ТД "Интерторг", показатели выручки стали ухудшаться с ноября. "Сопоставимые продажи нашей сети по итогам прошлого года, конечно, все равно больше продаж в 2012 году, но динамика роста оставляет желать лучшего: если в октябре рост был 10%, то в ноябре — только 4%". Он подчеркивает, что в прошлом году 10% магазинов компании лишились алкогольной лицензии и поэтому в них падение продаж составило 20 – 25%. "Я думаю, что 2014 год будет тяжелым, но надеюсь на прирост сопоставимых продаж", — говорит Олег Рыбаков.

Праздник не для всех

Кризисные настроения только на руку крупным игрокам, которые рассчитывают упрочить свои позиции за счет "самоочищения" рынка.
Например, в прошлом году Дмитрий Костыгин вместе с Августом Мейером приобрел розничные сети "Юлмарт", Obuv.com, "Рив Гош", "Улыбка радуги". По словам Костыгина, "Улыбка радуги" и "Рив Гош" чувствуют себя неплохо, оборот "Юлмарта" преодолел отметку в $1 млрд, и только Obuv.com из–за теплой зимы показала плохие результаты в декабре. "В России кризис не потребления, а продуктов, — убежден Дмитрий Костыгин, — начиная от ассортимента до сервиса, это и примитивные программы лояльности, и политики распродаж". По его словам, покупатели уже опытные, поэтому надо управлять компаниями профессионально, как в Европе и на Западе. "Думаю, что лет через пять мы наверстаем отставание и все сравняется", — говорит Дмитрий Костыгин.
Выгодно отличаются на общем фоне и "детские" магазины — на товарах для детей родители экономят в последнюю очередь. По предварительным подсчетам компании "Детский мир", в 2013 году товарооборот сети вырос более чем на треть. "Мы не ощущаем снижения спроса, — говорит Валерий Прокопьев, пресс–секретарь ГК "Детский мир", — если в 2013 году рынок детских товаров вырос на 10,9%, до 485 млрд рублей, то в 2014 году он вырастет на 9,9%, до 533 млрд рублей".

Закрыть и уехать

С учетом негативных тенденций ретейлеры готовятся закрывать убыточные магазины, а при развитии делают ставку на регионы с меньшей конкуренцией. "Мы не можем сейчас себе позволить содержать убыточные точки, поэтому оптимизируем персонал, переводим на условия, при которых зарплата сотрудников напрямую зависит от продаж, открываем новые магазины только в торговых центрах с арендной ставкой, которая не бьет по нашей прибыли", — говорит Эдуард Остроброд. Для привлечения покупателей торговая сеть делает ставку на маркетинговые акции, скидки, а также партнерские акции с дружественными компаниями.
"Сохраняется спрос на франчайзинг магазинов "585", — говорит Алексей Феликсов, — значит, люди в регионах могут и готовы вкладываться в развитие".
Ювелирная сеть "Адамас" тоже планирует расширять розничную сеть в этом году. "Мы готовимся к экспансии в странах СНГ и Балтии, где наши ювелирные изделия пользуются популярностью, рассматриваем перспективы выхода на рынки Европы", — уточняет Максим Вайнберг, исполнительный директор "Адамаса". Также компания наращивает сеть салонов APM Monacо: в Москве сейчас работают два ювелирных салона этой сети, скоро откроются еще 10 как в столицах, так и в других городах России, к концу года их количество достигнет 40.
"Нужны не отдельные меры поддержки авторынка, ведь госсубсидирование ставок по автокредитам немного оживило рынок, но этого недостаточно, такие меры исчерпали себя", — считает Игорь Седов. Он убежден, что необходимо дополнительно стимулировать спрос на автомобили российской сборки. Ретейлеры надеются, что до повторения кризиса 2008 года дело не дойдет. "Такого жесткого кризиса, конечно, не будет, однако условия работы изменятся, чтобы преуспеть, придется постараться", — подытоживает Эдуард Остроброд.
Несмотря на то что ряд экспертов ожидает стагнации, наша компания смотрит положительно на перспективы развития и завоевания своей ниши на рынке розничного ретейла. Мы предлагаем низкие цены, удобство покупок, поэтому ожидаем перетока части покупателей от наших конкурентов в магазины "Верный". За последние 5 – 6 лет конкуренция на рынке заметно усилилась, поэтому мы должны много работать, чтобы занять свою нишу.
Олег Высоцкий
генеральный директор сети магазинов "Верный"
Причин текущего кризиса несколько. Во–первых, наступило насыщение спроса. На уровень потребления влияли дорогая нефть, высокие госдоходы и расходы, развитие рынка кредитования, но потребление не может расти бесконечно. Во–вторых, целые отрасли экономики становятся нерентабельными: металлургия, производство бумаги, книгоиздательское дело. В–третьих, в 2008 году правительство использовало стабфонд для поддержки компаний, которые в кризис должны были уйти с рынка. Теперь снова стоит тот же вопрос, только спасать неэффективные компании уже не на что.
Олег Солтанов
генеральный директор агентства эффективных закупок "ЭксПро"