Парламент ушел на каникулы

Автор фото: Свистунова Валентина

Законодательное собрание Петербурга подвело итоги своей работы в 2013 году и ушло на каникулы до 22 января. Прошедший парламентский год получился интересным и не обошелся без скандалов и спорных инициатив.

Главной темой зимы в парламенте и в городе стала ситуация вокруг 31-й больницы, которую хотели забрать у петербуржцев и передать для нужд Конституционного суда. Бурные обсуждения в Законодательном собрании, множество критических заявлений парламентариев, которые не особо стеснялись в выражениях, выражая недовольство действиями властей. Депутаты Алексей Ковалев, Борис Вишневский, Максим Резник и другие призывали людей выходить на митинги и сами выступали на них. Спорная больница удивительным образом сплотила всех депутатов Законодательного собрания, о чем упомянул на итоговом брифинге спикер Вячеслав Макаров. "По наиболее волнующим город проблемам все депутаты, независимо от фракций, начинают работать, включаются, вникают в проблемы", — сказал спикер. Аналогично депутаты сплотились и вокруг истории с переездом Военно-медицинской академии.
Другой важной темой первого полугодия стало появление в Законодательном собрании новой фракции — "Гражданской платформы" Михаила Прохорова. Новая фракция образовалась благодаря изгнанию Максима Резника, Ольги Галкиной и Вячеслава Нотяга из "Яблока" еще в конце 2012 года. Некоторое время депутаты оставались беспартийными, а потом заявили о том, что теперь представляют партию миллиардера. Формально они все остаются членами фракции "Яблоко", так как не могут вступить в прохоровскую партию, не складывая мандат, но фактически Резник стал лидером "Платформы". К осени он стал претендовать на звание лидера петербургской оппозиции.
Произошла в Законодательном собрании и смена некоторых депутатов. Весной стены Мариинского дворца покинул близкий к Георгию Полтавченко член партии власти Константин Серов. Теперь он возглавляет родной Невский район. Вместо него депутатский мандат получил Евгений Марченко, известный своими одиозными инициативами. Это настолько яркая личность, что даже некоторые его коллеги по "Единой России" были откровенно против возвращения Марченко в парламент, депутатом которого он был в течение нескольких созывов. Сам парламентарий заявил журналистам, что коллегам придется его убить, чтобы не пустить в Законодательное собрание. Журналисты ждали от Марченко, что он сможет поспорить с Виталием Милоновым за звание самого известного депутата, но с момента возвращения Марченко себя так ничем и не проявил, разве что поддержал все партийные инициативы, а еще предложил закрыть все ночные клубы города.
Летом Законодательное собрание лишилось своего человека-невидимки — Александра Салаева, запомнившегося тем, что в стенах Мариинского его видели не более одного-двух раз за год. Официальная причина сдачи мандата — "по собственному желанию", но неофициально говорят, что он не захотел отказываться от бизнеса в Испании и зарубежных счетов. Также от мандата отказался единоросс Алексей Тимофеев, который якобы тоже имеет счета и гражданство Эстонии. Вместо них кресла в Законодательном собрании заняли Елена Рахова и Анатолий Дроздов, известный тем, что попал в объективы вебкамер на парламентских выборах, когда пытался протолкнуть расческой в урну пачку бюллетеней. За это он получил от журналистов соответствующее прозвище.
Зимой парламентарии решили уделить внимание здоровью граждан и приняли закон о тишине, который запретил петербуржцам шуметь — кричать, передвигать мебель, стучать и проводить ремонтные работы.
Весной 2013 года тепло в Петербург пришло достаточно поздно и, видимо, это отразилось на парламентариях, которые принялись запрещать все подряд. Сначала был принят довольно жесткий вариант петербургского закона о митингах. Теперь можно свободно собираться в городском Гайд-парке на Марсовом поле, но участников должно быть не больше 200, в противном случае надо получать разрешение властей. Митинги на Невском проспекте, Дворцовой и Исаакиевской площадях теперь вообще под запретом.
Депутат Виталий Милонов, который и в этом году остался на авансцене Мариинского дворца, решил на волне запрета всего оградить церковь от политических акций и запретить проводить митинги у религиозных объектов. Эта его федеральная инициатива пока пылится в Госдуме. Кроме того, Милонов озаботился здоровьем нации и предложил запретить фаст-фуд и продукты, где используются транс-жиры. Депутат защищал животных от догхантеров, а несовершеннолетних от фривольной переписки.
Осенью депутаты продолжили устанавливать различные барьеры — запретили продавать алкоголь с 10 вечера до 11 утра и ввели комендантский час для подростков (пока только в первом чтении).
Уходящий год запомнится несколькими стычками народных избранников с исполнительной властью. Еще весной депутаты начали робко заявлять о себе, периодически критикуя и отчитывая чиновников из Смольного за катастрофическое неисполнение городского бюджета. Но самое серьезное противостояние случилось в конце лета и в начале осени. В Смольном решили, что в городском бюджете нет денег и надо ограничить парламент в праве выделять субсидии муниципалитетам, разрешив выдавать не более 10 млн рублей в год. Однако депутаты приняли законопроект, согласно которому только ЗакС имеет право распределять субсидии муниципалам и рассчитывать их объем. Губернатор наложил на этот закон вето, и в Мариинском дворце приготовились к противостоянию и даже хотели преодолеть вето. Но несколько недель переговоров — и компромисс был найден: выделять денег депутаты могут неограниченно, но под проекты, и согласовывать выделение нужно будет в администрации города.
В конце осени парламентарии еще раз готовились к противостоянию со Смольным из-за закона о капитальном ремонте. Губернатор и "Единая Россия" отдельно друг от друга написали два варианта закона. Смольнинский документ не устраивал никого, а за документ единороссов готова была проголосовать даже оппозиция. Однако в последний момент партия власти уступила губернатору и не внесла свой документ даже на рассмотрение.
Много инициатив парламентарии приняли по мигрантам, и часть из них была связана с резонансными событиями, например, со стрельбой на Думской улице и в Колпино. Главным борцом с мигрантами стал депутат Андрей Анохин, предложивший несколько федеральных инициатив, одна из которых даже рассматривалась в Госдуме, но была отклонена.
По мнению спикера Вячеслава Макарова, прошедший год прошел в конструктивной работе парламентариев, а предложенные ими законы и "федеральные инициативы получают достаточно высокую юридическую оценку". Возможно, они и получили высокую оценку, но, мягко говоря, мало петербургских инициатив доходит до стадии обсуждения в Госдуме, а еще меньше принимается, хотя петербургские парламентарии, невзирая на это, продолжают регулярно отправлять в Москву свои предложения, которых в этом году набралось целых 35.
Будущий парламентский год обещает быть жарким и насыщенным из-за приближающихся муниципальных выборов, а также возможных досрочных выборов губернатора.