"Деловой Петербург". Несносный сюрприз

Автор фото: Максим Змеев

Прокуратура города преподнесла предпринимателям новогодний подарок — остановила снос 4 тыс. торговых павильонов и ларьков. Это произошло после того, как группа предпринимателей обратилась с жалобой в общественную приемную Следственного комитета.

Около 4 тыс. торговых павильонов и ларьков, не вошедших в городскую Схему размещения временных объектов, власти собирались ликвидировать, после того как у них истечет договор аренды. Обычно договор аренды продлевается, если нет претензий к арендатору земельного участка. Но с начала 2013 года в городе действует так называемая Схема размещения объектов потребительского рынка, определенная постановлением городского правительства № 1045.
Тринадцать петербургских предпринимателей обратились в Общественную приемную Следственного комитета (СК) в связи с нарушением их прав. Они хотели добиться возвращения объектов в схему, так как ранее их объекты входили в городскую адресную программу. СК передал письмо бизнесменов в городскую прокуратуру, та вынесла представление вице–губернатору Игорю Голикову с требованием устранить выявленные проверкой нарушения в области нестационарной торговли в Петербурге до 2 января 2014 года. Это означает, что в схему вернутся все исключенные объекты и в КУГИ не смогут досрочно расторгнуть договоры с предпринимателями.

Слово закону

Правила нестационарной торговли с начала 2013 года регулируются Схемой размещения временных объектов (разработана совместно КУГИ, комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка и КЗР). Когда договор аренды на землю для тех объектов, которые работают, но в схеме отсутствуют, заканчивается, их должны ликвидировать, несмотря на то что некоторые работают по 10 и более лет и не имеют нареканий.
Представление вице–губернатору Голикову подписал заместитель прокурора города Иван Еремеев. В документе сказано, что в результате проведенной проверки прокуратурой выявлены многочисленные нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, в частности, установлено, что невключение земельного участка в схему в соответствии с действующим законодательством не является основанием для расторжения действующего договора аренды. "Досрочное расторжение договора аренды, — говорит руководитель Общественной приемной Следственного комитета Анна Филоненко, — возможно в судебном порядке или при отказе от него самого предпринимателя".
Проверка прокуратуры выявила также, что вопреки требованиям федерального закона о торговле должностные лица комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка нарушали права предпринимателей при формировании схемы. "Вся торговая деятельность в стране регулируется федеральным законом № 381, — говорит Анна Филоненко, — в Петербурге также есть постановление № 1045, в приложении к которому указан порядок включения в схему тех объектов, которые были ранее в адресной программе (предшественница схемы). И именно такие объекты подлежат включению в схему без пересмотра обоснованности их включения". Руководитель приемной поясняет, что, исключив из схемы эти объекты, чиновники нарушили как федеральный закон, так и собственное постановление.

Будет хаос

"Мы в курсе, — говорит Эльгиз Качаев, председатель КРППР, комментируя представление прокуратуры, — постановление № 1045 ожидают большие поправки. Они будут внесены в ближайшее время. Но, если отменить саму схему, начнется хаос".
В 2013 году по инициативе КУГИ было снесено 544 объекта, у владельцев которых закончились договоры аренды или здания были построены с нарушениями. Самым громким был снос торгового центра у станции метро "Звездная". Часть предпринимателей, лишенных объектов таким путем — без решения суда, также могут вернуться в схему, считают эксперты.
Эльгиз Качаев обращает внимание также на то, что ни один договор с КУГИ по причине невключения в схему пока не расторгнут. Чиновник рассказывает, что постановление и схема размещения появились именно потому, что местное законодательство решили привести в соответствие с федеральным. Когда в конце прошлого года принимали закон, многие эксперты считали, что он сырой и будет много проблем.
Чиновники не могли удовлетворить претензии предпринимателей именно потому, что множество норм расположения нестационарных объектов регулируется федеральным законодательством, а не городским.
Сейчас КУГИ и районные администрации дорабатывают поправки, выход нового варианта постановления ожидается до 1 марта. После внесения поправок можно будет торговать в радиусе 25 м от государственных и социальных объектов. Также до 30% площади магазина можно будет использовать под другой вид деятельности.
Что касается включенных в зоны ответственности монополистов земельных участков, на которых иногда располагаются ларьки (здесь проходят их сети), то тут чиновники разводят руками, а предприниматели готовы самостоятельно согласовывать с "Ленэнерго", ГУП "ТЭК" и "Водоканалом" расположение своих объектов. До конца года должно состояться совместное совещание КРППР, КУГИ, КЗР и районных администраций, на котором утвердят поправки в постановление и подготовят новый документ, теперь, видимо, принимая во внимание также и представление прокуратуры.

Как в Москве

По сравнению с Петербургом в Москве долгое время никаких зачисток мелкорозничной торговли не было. Сейчас в столице легально работают около 7 тыс. точек, рассказывает президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Изменения начались в 2010 году с приходом на место мэра Сергея Собянина.
"Когда градоначальник выразил свое неудовольствие внешним видом торговли у метро, районные чиновники со страха начали сносить все подряд", — рассказывает Владлен Максимов. Затем процесс был приостановлен. Однако с конца 2012 года начался новый виток ликвидации столичных торговых точек, расположенных на самых лакомых для бизнеса земельных участках, например находящихся в центре города рядом с платформами электричек и около станций метро.
"С этой дорогой земли их под разными предлогами выдавливают, даже выдают денежные компенсации тем, у кого договоры еще действуют.
Формально этот процесс связан с прошлогодним решением властей создать так называемые транспортно–пересадочные узлы и убрать всю торговлю вблизи них. Но всем же ясно, что торговля в таких местах будет всегда! Просто на место малого бизнеса придут другие операторы", — заключил Владлен Максимов.
Закон наконец восторжествовал — региональное постановление должно быть приведено в соответствие с федеральным законом. Однако настораживает, что чиновники иногда ошибочно расценивают представление прокуратуры не как инструкцию к действию, а как информацию к сведению. Если все будет происходить так, как мы надеемся, то значительная часть малого бизнеса сможет остаться на своих местах, а город сохранит поступления в бюджет. Уверенность бизнеса в завтрашнем дне в итоге будет на руку всем: бизнес позаботится и о внешнем виде павильонов, и о качестве товаров.
Александр Доронин
председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга"
Прокурорское представление — один из актов прокурорского надзора, направленный на устранение нарушений законодательства. Должностное лицо, которому адресовано прокурорское представление, обязано в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений и сообщить о результатах принятых мер прокурору в письменной форме. За невыполнение законных требований прокурора должностное лицо может быть привлечено к установленной законом ответственности.
Инна Вавилова
управляющий партнер АКГ "Прайм Эдвайс"