"Деловой Петербурга". Спам не нам

Автор фото: Беликов Валентин

Эксперт Imobis Георгий Ракчеев - о том, откуда берется смс-спам, существуют ли законные рассылки и как борются с незаконными.

Каждый не раз сталкивался с рекламными sms, атакующими мобильные телефоны. Однако одни sms мы читаем с удовольствием, например, об акциях в любимых магазинах, о пополнении баланса банковской карты. На такие рассылки было дано согласие. Другие sms — это назойливые предложения незнакомых компаний. Как правило, разрешения на их отправку мы не давали. К сожалению, процент таких sms растет.
Откуда же берутся эти навязчивые сообщения? Не секрет, что один из самых популярных способов пополнения счета телефона — это платежный терминал. Но мало кто знает, что их владельцы предусмотрели специальный пункт в условиях пользовательского соглашения, которое автоматом принимает любой пользователь терминала, пополняющий баланс мобильного телефона. Пункт этот дает компании разрешение присылать по sms информацию от своих партнеров, по сути — рекламу. По нашим оценкам, терминалы сейчас являются источником как минимум 50% sms, которые мы воспринимаем как спам. Хотя де–юре это не так — согласие мы все же дали, хоть и "немое".
Помимо законных sms–рассылок действительно существует всем знакомый и ненавистный sms–спам. Такие рассылки могут делаться по купленным базам. Кто–то использует автоподбор номеров. Есть и способы посложнее: использовать специальные программы, распознающие и сохраняющие номера телефонов из объявлений на различных крупных сайтах или из профилей пользователей социальных сетей.
К нам в компанию в день поступает до трех запросов на рассылку спама — просят предоставить им базы или откровенно говорят, что у них купленные номера. Мы авторам таких запросов отказываем, разъясняем неэффективность подобных действий, рассказываем про штрафы до 500 тыс. рублей. Но есть и компании, которые осуществляют подобные рассылки. Во многом проблема большого количества непрошеных sms возникает из–за низкой стоимости рассылки. Семь лет назад, когда массовые sms–рассылки только набирали популярность, стоимость сообщения была около 1 рубля. Спрос на услуги рос, рынок привлекал новых игроков, цены снижались. Сегодня некоторые компании предлагают цену от 0,15 рубля и ниже. Но уже начинается обратная тенденция — цены на sms стали расти.
Ведущие российские операторы решили контролировать рекламные sms, идущие к их абонентам. Тот же "МегаФон" уже не пропустит сообщения, отправляемые с буквенных имен (например, TAXI), если они идут от сервиса sms–рассылок, не имеющего прямого договора с оператором. А прямой договор — это совсем другая цена. Поэтому специалистам придется внимательнее относиться к собственным sms–коммуникациям. Если раньше цена ошибки сводилась к недовольству получателя, то сейчас может стать ударом по бюджету компании. А это не может не отразиться на количестве sms–мусора в телефонах.