"Деловой Петербург". Экс–чиновник без бизнеса

Живая легенда финансового рынка России, экс–глава ФКЦБ Игорь Костиков, лишившись ряда финансовых активов, соcредоточился на рекламном бизнесе, но также потерпел поражение. Долг перед кредиторами составляет почти 200 млн рублей.

В конце ноября в Арбитражный суд Москвы поступил иск о банкротстве ЗАО "БВ Медиа" — рекламного агентства, единственным акционером которого является Игорь Костиков, с 2000 по 2004 год возглавлявший Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). До этого он был заместителем председателя комитета финансов Петербурга и основал крупнейшую в городе инвестиционную компанию "АВК". С заявлением о банкротстве, судя по всему, последнего петербургского актива Костикова обратился бывший генеральный директор компании Андрей Терентьев.

Бизнес разрушен

Долг перед кредиторами некогда успешного предприятия с собственными полиграфическими мощностями и рекламными местами превысил 190 млн рублей. В частности, компания примерно с июня этого года ни копейки не перечислила в казну Москвы и Петербурга по договорам размещения рекламных конструкций.
Как рассказал Сергей Линец, возглавивший "БВ Медиа" с 14 ноября, прежний руководитель компании Андрей Терентьев на протяжении нескольких месяцев, примерно с мая 2013 года, переводил клиентов компании на обслуживание в сторонние организации — ООО "А1–Медиа", ООО "РИК", ООО "А1" и другие, объясняя клиентам, что якобы в "БВ Медиа" происходит реорганизация. При этом новые поставщики услуг выставляли более низкие тарифы, чем "БВ Медиа". В результате оборот агентства сократился примерно вдвое, до 20 млн рублей в месяц.
"Когда 14 ноября я пришел в офис, здесь была полная разруха. Все документы и информация на компьютерах уничтожены, печати и трудовые книжки сотрудников похищены, сайт компании не работал", — вспоминает Сергей Линец. Кроме того, по его словам, прежнее руководство создало псевдозадолженность, занимая деньги у физических лиц и не выплачивая долги. Непогашенная задолженность дала Андрею Терентьеву повод обратиться в суд с иском о банкротстве.
"Не понимаю, как суд смог принять иск к рассмотрению, если Терентьев на момент подачи заявления уже не являлся руководителем компании. Он не представил всех необходимых документов и не оплатил госпошлину. Полагаю, отозвать этот иск не составит труда", — заявил "ДП" Игорь Костиков.
Выяснить мотивы поведения Андрея Терентьева не удалось, его телефон вчера не отвечал.
"О конфликте с Терентьевым я узнал от журналистов. К сожалению, всегда доверяю людям и вечно от этого страдаю. Ошибся в этом человеке, он оказался слабым, неустойчивым к деньгам. Компания платила ему больше, чем в среднем получают менеджеры такого уровня в Петербурге. Но этого ему показалось мало, и он решил переключить денежный поток на свои компании", — сетует Игорь Костиков.
Его также удивил тот факт, что только 40% клиентов "БВ Медиа" запросили у Терентьева документы, когда тот предложил им заключить договора с другими рекламными агентствами, а все остальные повелись на низкие тарифы.
Костиков намерен восстановить бизнес. "Мы уже привлекли необходимые инвестиции для покрытия кассового разрыва. В ближайшее время погасим задолженность перед городом по договорам на размещение рекламных конструкций", — уверен Игорь Костиков.
Петербург — основной рынок для "БВ Медиа", 50% из 1150 принадлежащих ей рекламных мест находится здесь.

Без административного ресурса как без рук

На недобросовестность менеджеров созданных им компаний Игорь Костиков жаловался и прежде. Например, в 2009 году, комментируя отзыв лицензии у инвесткомпании "АВК", он называл смену собственников в ней рейдерским захватом. Формально Костиков продал акции АВК еще перед поступлением на госслужбу в 1999 году, однако ряд косвенных признаков подтверждал устойчивое мнение участников финансового рынка, что он является бенефициаром АВК.
За те годы, что Костиков был у руля ФКЦБ, АВК превратилась в ключевого игрока на рынке муниципальных облигационных займов: в 2000 году она стала генеральным агентом петербургского займа, а затем получила статус организатора еще нескольких региональных займов. Помимо комиссионного вознаграждения за размещение облигаций, АВК зарабатывала и на вторичных торгах ими, будучи крупнейшим по оборотам игроком этого рынка.
Этот бизнес продолжался и после ухода Костикова с поста руководителя ФКЦБ, однако постепенно сошел на нет. Петербург на несколько лет отказался от заимствований на облигационном рынке, а другие регионы выбрали себе новых финансовых партнеров.
АВК получала доходы и от финансового консультирования. Институт финансовых консультантов был создан ФКЦБ якобы для повышения качества подготовки эмиссий ценных бумаг. Но участники финансового рынка высказывали к комиссии претензии в связи с тем, что услуги консультантов оказались слишком дороги и почти весь этот рынок был поделен между двумя компаниями: АВК и Федеральной фондовой корпорацией.
В 2004 году группа "АВК" получила контроль над Санкт–Петербургским банком реконструкции и развития. Этому предшествовали санкции ФКЦБ по отношению к банку, такие как приостановка лицензии на работу на рынке ценных бумаг и отказ в согласовании правил внутреннего контроля. Однако эта покупка не принесла особой выгоды.
Через несколько лет после вхождения в группу "АВК" Санкт–Петербургский банк реконструкции и развития потерял банковскую лицензию, его вкладчики получали компенсации от Агентства по страхованию вкладов. В 2012 году суд признал трех менеджеров банка виновными в преднамеренном банкротстве и обязал их выплатить кредиторам 550 млн рублей.
Сам Игорь Костиков в 2004 году покинул кресло главы ФКЦБ. Одной из причин его ухода участники рынка называли то, что в 2002 году он практически открыто участвовал в корпоративном конфликте лесопромышленной компании "Илим Палп Энтерпрайз" с холдингом "Базовый элемент", выступая на стороне последнего.
Затем Игорь Костиков занимался общественной и образовательной деятельностью. Например, он являлся вице–президентом Российского союза промышленников и предпринимателей и проректором Российской академии госслужбы при президенте РФ.
Впрочем, время от времени экс–глава ФКЦБ пытался заниматься крупным бизнесом. Так, в начале 2007 года он в качестве инвестиционного директора Eurasian Private Equity Group (EPEG) презентовал создание фонда EPEG Small Company Buyout Fund, в который обещал привлечь от $50 млн до $150 млн, чтобы инвестировать эти деньги в недвижимость и компании Северо–Запада России. Однако в дальнейшем об инвестициях фонда не сообщалось. Таким образом, стать серьезным бизнесменом экс–чиновнику так и не удалось.
Захват бизнеса путем вывода клиентов в сторонние организации, конечно, не нормальная практика на нашем рекламном рынке, хотя случается всякое. Но в данном случае, полагаю все же, проблема в системе контроля менеджмента собственником компании. Когда–то рекламное агентство "БВ Медиа" было достаточно крупной организацией, у них было большое количество рекламных мест, но потом они часть растеряли.
Кирилл Опарин
председатель Ассоциации операторов наружной рекламы
База клиентов — это тоже актив компании, а для рекламного агентства, возможно, самый ценный. Большую ошибку совершают те руководители, собственники бизнеса, которые полностью передают работу с клиентами, а особенно с ключевыми клиентами, менеджерам. Всегда должны быть контрольные точки — некоторые договоренности с крупными, жизненно важными клиентами должны достигаться на самом высоком уровне, это будет гарантией в определенной степени, клиента будет не так просто увести на сторону и лишить фирму дохода.
Валентин Боцвин
экс–руководитель антирейдерской комиссии при губернаторе