Живая легенда финансового рынка России, экс–глава ФКЦБ Игорь Костиков, лишившись ряда финансовых активов, соcредоточился на рекламном бизнесе, но также потерпел поражение. Долг перед кредиторами составляет почти 200 млн рублей.
В конце ноября в Арбитражный суд Москвы поступил иск о банкротстве ЗАО "БВ Медиа" — рекламного агентства, единственным акционером которого является Игорь Костиков, с 2000 по 2004 год возглавлявший Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). До этого он был заместителем председателя комитета финансов Петербурга и основал крупнейшую в городе инвестиционную компанию "АВК". С заявлением о банкротстве, судя по всему, последнего петербургского актива Костикова обратился бывший генеральный директор компании Андрей Терентьев.
Бизнес разрушен
Долг перед кредиторами некогда успешного предприятия с собственными полиграфическими мощностями и рекламными местами превысил 190 млн рублей. В частности, компания примерно с июня этого года ни копейки не перечислила в казну Москвы и Петербурга по договорам размещения рекламных конструкций.
Как рассказал Сергей Линец, возглавивший "БВ Медиа" с 14 ноября, прежний руководитель компании Андрей Терентьев на протяжении нескольких месяцев, примерно с мая 2013 года, переводил клиентов компании на обслуживание в сторонние организации — ООО "А1–Медиа", ООО "РИК", ООО "А1" и другие, объясняя клиентам, что якобы в "БВ Медиа" происходит реорганизация. При этом новые поставщики услуг выставляли более низкие тарифы, чем "БВ Медиа". В результате оборот агентства сократился примерно вдвое, до 20 млн рублей в месяц.
"Когда 14 ноября я пришел в офис, здесь была полная разруха. Все документы и информация на компьютерах уничтожены, печати и трудовые книжки сотрудников похищены, сайт компании не работал", — вспоминает Сергей Линец. Кроме того, по его словам, прежнее руководство создало псевдозадолженность, занимая деньги у физических лиц и не выплачивая долги. Непогашенная задолженность дала Андрею Терентьеву повод обратиться в суд с иском о банкротстве.
"Не понимаю, как суд смог принять иск к рассмотрению, если Терентьев на момент подачи заявления уже не являлся руководителем компании. Он не представил всех необходимых документов и не оплатил госпошлину. Полагаю, отозвать этот иск не составит труда", — заявил "ДП" Игорь Костиков.
Выяснить мотивы поведения Андрея Терентьева не удалось, его телефон вчера не отвечал.
"О конфликте с Терентьевым я узнал от журналистов. К сожалению, всегда доверяю людям и вечно от этого страдаю. Ошибся в этом человеке, он оказался слабым, неустойчивым к деньгам. Компания платила ему больше, чем в среднем получают менеджеры такого уровня в Петербурге. Но этого ему показалось мало, и он решил переключить денежный поток на свои компании", — сетует Игорь Костиков.
Его также удивил тот факт, что только 40% клиентов "БВ Медиа" запросили у Терентьева документы, когда тот предложил им заключить договора с другими рекламными агентствами, а все остальные повелись на низкие тарифы.
Костиков намерен восстановить бизнес. "Мы уже привлекли необходимые инвестиции для покрытия кассового разрыва. В ближайшее время погасим задолженность перед городом по договорам на размещение рекламных конструкций", — уверен Игорь Костиков.
Петербург — основной рынок для "БВ Медиа", 50% из 1150 принадлежащих ей рекламных мест находится здесь.
Без административного ресурса как без рук
На недобросовестность менеджеров созданных им компаний Игорь Костиков жаловался и прежде. Например, в 2009 году, комментируя отзыв лицензии у инвесткомпании "АВК", он называл смену собственников в ней рейдерским захватом. Формально Костиков продал акции АВК еще перед поступлением на госслужбу в 1999 году, однако ряд косвенных признаков подтверждал устойчивое мнение участников финансового рынка, что он является бенефициаром АВК.
За те годы, что Костиков был у руля ФКЦБ, АВК превратилась в ключевого игрока на рынке муниципальных облигационных займов: в 2000 году она стала генеральным агентом петербургского займа, а затем получила статус организатора еще нескольких региональных займов. Помимо комиссионного вознаграждения за размещение облигаций, АВК зарабатывала и на вторичных торгах ими, будучи крупнейшим по оборотам игроком этого рынка.
Этот бизнес продолжался и после ухода Костикова с поста руководителя ФКЦБ, однако постепенно сошел на нет. Петербург на несколько лет отказался от заимствований на облигационном рынке, а другие регионы выбрали себе новых финансовых партнеров.
АВК получала доходы и от финансового консультирования. Институт финансовых консультантов был создан ФКЦБ якобы для повышения качества подготовки эмиссий ценных бумаг. Но участники финансового рынка высказывали к комиссии претензии в связи с тем, что услуги консультантов оказались слишком дороги и почти весь этот рынок был поделен между двумя компаниями: АВК и Федеральной фондовой корпорацией.
В 2004 году группа "АВК" получила контроль над Санкт–Петербургским банком реконструкции и развития. Этому предшествовали санкции ФКЦБ по отношению к банку, такие как приостановка лицензии на работу на рынке ценных бумаг и отказ в согласовании правил внутреннего контроля. Однако эта покупка не принесла особой выгоды.
Через несколько лет после вхождения в группу "АВК" Санкт–Петербургский банк реконструкции и развития потерял банковскую лицензию, его вкладчики получали компенсации от Агентства по страхованию вкладов. В 2012 году суд признал трех менеджеров банка виновными в преднамеренном банкротстве и обязал их выплатить кредиторам 550 млн рублей.
Сам Игорь Костиков в 2004 году покинул кресло главы ФКЦБ. Одной из причин его ухода участники рынка называли то, что в 2002 году он практически открыто участвовал в корпоративном конфликте лесопромышленной компании "Илим Палп Энтерпрайз" с холдингом "Базовый элемент", выступая на стороне последнего.
Затем Игорь Костиков занимался общественной и образовательной деятельностью. Например, он являлся вице–президентом Российского союза промышленников и предпринимателей и проректором Российской академии госслужбы при президенте РФ.
Впрочем, время от времени экс–глава ФКЦБ пытался заниматься крупным бизнесом. Так, в начале 2007 года он в качестве инвестиционного директора Eurasian Private Equity Group (EPEG) презентовал создание фонда EPEG Small Company Buyout Fund, в который обещал привлечь от $50 млн до $150 млн, чтобы инвестировать эти деньги в недвижимость и компании Северо–Запада России. Однако в дальнейшем об инвестициях фонда не сообщалось. Таким образом, стать серьезным бизнесменом экс–чиновнику так и не удалось.
“
Захват бизнеса путем вывода клиентов в сторонние организации, конечно, не нормальная практика на нашем рекламном рынке, хотя случается всякое. Но в данном случае, полагаю все же, проблема в системе контроля менеджмента собственником компании. Когда–то рекламное агентство "БВ Медиа" было достаточно крупной организацией, у них было большое количество рекламных мест, но потом они часть растеряли.

Кирилл Опарин
председатель Ассоциации операторов наружной рекламы
“
База клиентов — это тоже актив компании, а для рекламного агентства, возможно, самый ценный. Большую ошибку совершают те руководители, собственники бизнеса, которые полностью передают работу с клиентами, а особенно с ключевыми клиентами, менеджерам. Всегда должны быть контрольные точки — некоторые договоренности с крупными, жизненно важными клиентами должны достигаться на самом высоком уровне, это будет гарантией в определенной степени, клиента будет не так просто увести на сторону и лишить фирму дохода.

Валентин Боцвин
экс–руководитель антирейдерской комиссии при губернаторе