"Деловой Петербург". Деньги мимо кассира

Автор фото: Евгений Асмолов

Изучая способы снижения издержек, петербургские ретейлеры начинают тестировать кассы самообслуживания. Оборудование стоит дороже обычных кассовых аппаратов, но можно сэкономить на зарплате кассира и увеличить покупательский поток.

Сразу несколько ретейлеров Петербурга открывают новые магазины с кассами самообслуживания. Сеть супермаркетов "Лэнд" оборудовала четырьмя такими кассами супермаркет на пр. Народного Ополчения (Путиловский рынок). В следующем году две кассы появятся в "Лэндах" на Васильевском острове и на Крестовском. В ноябре работу начала такая же касса в сети магазинов косметики и парфюмерии "Улыбка радуги".

Еще больше покупателей

В "Ашане" процесс покупки разбит на два этапа. Первый — сканирование штрих–кода — проводит кассир, а вот оплата происходит в режиме самообслуживания на специальных терминалах, которых в 1,5 – 2 раза больше, чем стоек сканирования. Благодаря новому оборудованию проходимость кассы увеличивается вдвое, рассказал Гийом Дельфо, руководитель службы сектора касс "АШАН Сити".
"По нашему опыту, системы SelfServ Checkout способны сократить очереди в магазине на 40%", — говорит Евгений Розенблат, региональный директор New Vision Inco в России и странах СНГ (устанавливал кассы в "Лэнде" и "Улыбке радуги").
"При сопоставимом количестве касс мы рассчитываем на покупательский поток на 32% больше обычного", — ожидает Олеся Железогло, заместитель гендиректора сети "Лэнд".

Дорогое удовольствие

Оборудование для покупок без кассира обходится дороже стандартного места.
Некоторые терминалы в "Ашане" принимают к оплате наличные, некоторые — банковские карты. Такое оборудование стоит на 30% дороже, чем обычный кассовый аппарат, говорит Гийом Дельфо, не уточняя стоимость техники.
Кассы полного цикла обходятся еще дороже. Так, покупка и установка NCR SelfServ Checkout обошлась сети "Лэнд" в 1 – 1,1 млн рублей за одно место. Зато теперь компания может сэкономить на зарплате кассиров, средний размер которой, по данным "Яндекс.работы" — 25 тыс. рублей в месяц. Окупить оборудование компания рассчитывает за год.
Однако моде на самообслуживание следуют не все. "Кассы самообслуживания — инструмент снижения издержек, а в "Азбуку вкуса" покупатели приходят прежде всего за качественными продуктами и сервисом, поэтому мы не планируем такие кассы, по крайней мере пока", — говорит Андрей Голубков, пресс–секретарь "Азбуки вкуса".

Кассовая мода

Массового перехода российских магазинов на кассы самообслуживания в ближайшее время ждать не стоит, однако некоторая тенденция прослеживается. Х5 11 декабря открыл кассы самообслуживания в московских гипермаркете "Карусель" и супермаркете "Перекресток".
"Решение о развитии этого направления в Петербурге будет приниматься в зависимости от результата работы пилотных касс", — говорит Роман Черешнев из X5 Retail Group.
"Не исключаю, что о подписании новых договоров в Петербурге будет объявлено в ближайшее время", — говорит Евгений Розенбалт, не уточняя имена партнеров.
"Ашан" планирует оборудовать кассами самообслуживания все новые магазины. "Лэнд" не исключает, что после тестирования такие кассы появятся даже в давно работающих супермаркетах города.
Сейчас мы изучаем технологию, смотрим, насколько она применима для книжных магазинов. Думаю, что не в ближайшей перспективе, но кассы самообслуживания однозначно появятся и в "Буквоеде". Сама идея здрава, новое оборудование позволит развивать доверительные отношения с покупателями, а также заметно ускорить обслуживание. Так, терминалы оплаты билетов ощутимо разгрузили транспортные узлы. Кроме того, для нас актуальна проблема дефицита персонала, особенно в дни пиковой загрузки, когда даже наем дополнительных сотрудников не спасает. Риск нововведения лежит в сфере безопасности, психологии сотрудников и покупателей. Но если решить проблему воровства в магазинах, то одна такая касса даже выгоднее стандартного рабочего места с кассиром.
Денис Котов
генеральный директор сети "Буквоед"