"Выходной Петербург". Остроумно упакованные тексты

 Арт-критик dp.ru побывал на выставке издательства "Амфора"

В музее современного искусства "Эрарта" проходит выставка, посвященная 15–летию издательства "Амфора". Это праздник для тех, кто любит несистемные проекты и верит в то, что современный мир движим частными инициативами, а не реструктуризациями и оптимизациями. "Амфора" была создана в конце 1990–х, после того как волна публикаций текстов, запрещенных в СССР, сошла на нет. Репринты, малотиражные издания и безумные книжные серии ушли в прошлое. Самиздат стал казаться далекой историей, тем временем у литературы возник параллельный роман с Интернетом. "Амфора" сделала ставку на новых русских авторов, на переводы недавно вышедших иностранных книг, до которых у издателей раньше руки не доходили, и на продвижение нон–фикшн. И не прогадала.
Обложки хитовых изданий, выставленных в "Эрарте", рассказывают о самых удачных находках издательства. Это точные, зачастую наугад найденные образы, представляющие произведения, которые были неизвестны в России или печатались раньше, но оставались незамеченными. "Амфоре" удавалось и удается подать книгу нетривиально, неожиданное и изобретательное оформление — ее ноу–хау. В остроумных обложках — суть истории этого издательского проекта. Даже когда часть литературной жизни ушла в Рунет, а небольшие издательства оказались в тени крупных издательских концернов, "Амфоре" удавалось придумывать новые книжные серии и находить новые имена. Павел Крусанов, Милорад Павич, Илья Стогов, Эжен Савицкая — список ее авторов солиден, что и говорить. Это издательство и любят, и недолюбливают за смекалку.
В историю искусства эти обложки вряд ли войдут. Впрочем, и в бездне стирающейся из памяти за считаные дни рекламы раствориться им не грозит. Это тип изображений, необычный для книжной и печатной графики. Они не ограничены жанровыми рамками. В них нет провокационности, с которой, например, Одилон Редон оформил бодлеровские "Цветы зла". Они не соперничают в броскости со знаменитым уорхоловским бананом, украсившим альбом Velvet Underground. Они эффектны и не до конца понятны, они озадачивают и могут заинтриговать, а могут и раззадорить, но что здесь совершенно исключено — они никогда не заискивают перед читателем и не заигрывают с ним. В литературном деле эту грань легко перейти. Издательств, которые придают значение этой тонкости, не так много. Они могут полагаться на своих читателей.