"Выходной Петербург". Кайф быть

Автор фото: Анатолий Будник

Театральный критик dp.ru - о "Турандоте" в Учебном театре

Все счастливые курсы похожи друг на друга. В 1978–м в тогда ЛГИТМиКе легендарный курс Аркадия Кацмана и Льва Додина (впоследствии составивший костяк великой труппы МДТ) сыграл трагическую эпопею "Братья и сестры", а следом — залихватский искрящийся счастливый "Огонек на Моховой". В июне 2013–го курс Григория Козлова в Театральной академии сыграл трагическую эпопею "Тихий Дон", а только что — кипящую шалым озорством и светящуюся обаянием юности "Турандот".
И, как и 35 лет назад, с удивлением и восхищением обнаруживаешь, что ребята, самозабвенно погружавшиеся в страшные перипетии отечественной истории, сходившиеся в кровавых сшибках характеров, могут, оказывается, с тем же упоением валять дурака, способны к гротеску, буффонаде, остро–театральной игре в той же степени, что и к психологической драме.
Режиссер Галина Бызгу, по ее собственному признанию, хотела с помощью рэпа приблизить стихи знаменитой пьесы–сказки Карло Гоцци к современным пацанам и девчонкам. Рэпом спектакль в самом деле сдобрен изрядно, как и прочими достижениями поп–культуры. К примеру, видное место занимает гомерическая пародия: "Ну почему же, почему Всех мужиков ты ненавидишь? Ну почему же, почему Меня в упор совсем не видишь?", там еще помянуты "беспредел красоты" и прочая лютая хрень, которой набита подростковая попса.
Ребята сочинили декларации–зонги. Не просто прекрасная и жестокая принцесса Турандот мучает загадками претендентов на свою руку, а не отгадавших обрекает на казнь, здесь она — предводительница партии амазонок в кожаных платьях и сапогах, исступленно выпевающих–выкрикивающих свою ненависть к мужикам. Которые отвечают тем же манером — все парни выходят с голым торсом, в штанах китайских воинов, и, поигрывая бицепсами, высказываются в том духе, что, мол, хозяин бабам сейчас покажет.
Вообще, спектакль прямо–таки пропитан присущими молодости витальностью и сексуальностью. Но и нежностью, и романтизмом. Если Труффальдино по пьесе — начальник евнухов, значит, Дмитрий Белякин в этой роли будет отчаянно клеиться ко всем наличным девушкам, включая зрительниц в первом ряду. А Турандот у Наталии Шулиной предстает то валькирией в BDSM–костюме, то хрупким подростком в белом платьице и на пуантах.
Кстати, о романтизме — кто сказал, что ему нет места в нынешней прагматичной действительности? За мной, читатель, и я покажу тебе настоящего романтического героя! Калаф Андрея Аладьина — редкое достижение. Он, без всякого рэпа, умудряется быть убедительным и органичным, произнося пафосные монологи, которыми у Гоцци изъясняется этот персонаж. Потому что ему внятны владеющие принцем возвышенные чувства, возможно существовавшие в XVIII столетии, но попробуйте представить в веке нашем, какие эмоции надо испытывать, чтобы многократно повторенная клятва: "Я жажду смерти — или Турандот" — звучала правдиво…
Актерские богатства, стремительные прихотливые мизансцены, музыка, танцы, свет совершенно искупают бедность сценографии Екатерины Кочуровой, ограничившейся занавеской, перекрывающей стену, где выставлены отрубленные головы злосчастных женихов, да двумя тронами для Турандот и ее папы–императора.
Увы, Галина Бызгу не одолжилась у своего художника лаконизмом. Любя всех и стремясь показать каждого (спектакль–то учебный), она не нашла в себе сил взять в руки один из главных режиссерских инструментов — ножницы.
4,5 часа — явный перебор, и некоторые побочные сюжетные линии можно совершенно безболезненно сократить, тем более что сыграны они порядком хуже, чем главные.