"Деловой Петербург". Малым дадут построить

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Выставка “Интерстройэкспо” в ЛенЭкспо. На снимке: строительная техника на выставке “Интерстройэкспо” в ЛенЭкспо.

Изменения в федеральном законодательстве позволят малым и средним компаниям Петербурга больше зарабатывать на госзаказе. В следующем году они получат как минимум 30 млрд рублей.

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса на этой неделе начнет выдавать банковские гарантии для малых и средних предприятий, работающих по госзаказу. По новой программе фонда малому бизнесу обещают льготную стоимость гарантии — 1,75% годовых. Сейчас ведется отбор банков для сотрудничества.
Льготные банковские гарантии позволят малым и средним компаниям освоить фантастическую сумму в 30 млрд, которая полагается им по новому федеральному закону № 44. Закон, регулирующий процедуру госзаказа, вступит в силу с 1 января 2014 года. Новый ФЗ отменяет верхнюю границу объема поставок, а нижнюю поднимает до 15%. Максимальная начальная стоимость лота увеличилась до 20 млн рублей. Старый закон № 94 требовал, чтобы заказчики получали от малых компаний не менее 10% и не более 20% годового объема заказанных работ и услуг, а начальная цена лота не должна была превышать 15 млн рублей.
Еще 10% от госзаказа выделил малым и средним предприятиям Дмитрий Медведев, утвердивший дорожную карту "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства". Документ предусматривает, что 10% госзаказа крупные компании с госучастием (например, "Водоканал", "Ленэнерго", ГУП "ТЭК" и пр.) должны отдавать на субподряд малому и среднему бизнесу. Причем в 2015–м году малый бизнес может получить 18% заказа от компаний с участием государства, а в 2018–м — уже 25%. То есть с 2014 года малые компании смогут получить 15% от общей суммы заказа и около 10% от оставшегося (см. схему). При объеме городских закупок в 128 млрд рублей, как в текущем году, эта сумма составит более 30 млрд рублей.

Новая жизнь

Фонд содействия кредитованию готов обеспечивать половину суммы контракта, но после Нового года эта цифра может достичь и 70%. Проблема банковских гарантий особенно остра для малого и среднего бизнеса строительного сектора. Часто компании не могут позволить себе выплачивать проценты по гарантии или просто стремятся сэкономить, покупая липовые документы. Как недавно писал "ДП", каждая пятая гарантия после проверки оказалась поддельной. При этом ежегодно выдаются сотни тысяч гарантий. Губернатор Георгий Полтавченко уже распорядился передавать информацию о выявленных подделках в правоохранительные органы.
Строители уверены, что вполне возможно участие малого и среднего бизнеса не только в госзаказе, но и в крупных инвестиционных проектах, которые ведут частные компании. Например, небольшой фирме можно отдать на субподряд строительство школы или гаражей в жилом комплексе. "На городском уровне ничто не мешает сделать обязательным привлечение в проекты малого бизнеса", — считает Лев Каплан, вице–президент "СоюзПетроСтроя".

Мнение крупных

Руководитель компании "Л1" Павел Андреев относится к работе с малым бизнесом скептически. "Это госзаказ, стало быть, государство вправе регулировать в том числе и вопросы выбора субподрядчиков, — рассуждает он, — но насколько эффективной окажется эта мера, сказать сложно". Эксперт считает, что если конечной целью данной меры является поддержка малого бизнеса, то на результат можно рассчитывать. "Но, если нужно качественное выполнение работ, может получиться классическая история про стрелочника", — заключает он.
Заместитель генерального директора по экономике ЗАО "СМУ–303" (специализируется на работах по инженерному строительству) Дмитрий Кудрин отмечает, что компания привлекает малый бизнес на выполнение около 5% работ, отдавать ему большую долю он считает экономически нецелесообразным. "Нам важно, чтобы при надлежащем качестве цена была ниже, поэтому выгоднее привлекать крупного подрядчика. Он может сэкономить на масштабе, имеет свой парк, свою историю. Если малая компания со временем не становится крупной, значит, это узкоспециализированная компания, такие мы привлекаем только на определенные виды работ", — поясняет Дмитрий Кудрин.
В дорожном строительстве на компании малого бизнеса приходится еще меньшая доля. "Из 15 млрд нашего оборота на малый бизнес приходится меньше 1%", — подсчитывает генеральный директор ОАО "Мостострой 6". — Они, как правило, выполняют гидроизоляционные, антикоррозийные и некоторые другие работы". Хотя по некоторым контрактам доля может быть выше. "В нашем контракте на реконструкцию Пироговской набережной из 2,7 млрд рублей, думаю, около 10% работ выполняли предприятия малого бизнеса", — говорит Сергей Новиков, гендиректор ПО "Возрождение". При этом крупные госзаказчики не боятся, что после вступления в силу нового закона малые компании сильно повлияют на их деятельность. "Для нас ничего не изменится, если только государство не станет разбивать большие инфраструктурные заказы на мелкие, но это вряд ли возможно", — считает Дмитрий Кудрин.

Коррупция в заказе

Несмотря на усилия властей по реформированию системы госзаказа, участники рынка отмечают, что новый закон вряд ли поможет избавиться от коррупции в этой сфере. "Без откатов ни один крупный тендер не обходится. Это факт. И заранее известно, кто будет победителем", — говорит представитель подрядной строительной организации. В основном коррупция проявляется уже на первом этапе — при составлении конкурсной документации. "Документация зачастую составляется под конкретную компанию, а процесс оценки предложений не вполне прозрачен", — отмечает руководитель другой крупной компании.
"Пару лет назад я сам наблюдал случаи, когда работы начинались еще до объявления тендера, — рассказывает Александр Калинин, исполнительный директор Союза поставщиков госзаказа, — например, такое случалось с заказами на демонтаж торговых павильонов". Участники рынка также рассказывают, что из 9 месяцев, отведенных на разработку, например, строительного проекта полгода уходит на согласования, и 3 месяца — на сам проект. Естественно, страдает качество работ. Ускорить согласование, по рассказам игроков рынка, можно, пройдя экспертизу в компаниях, которые зачастую аффилированы с чиновниками. Правда, заплатить за такую экспертизу нужно иногда в 20 раз больше обычной стоимости. Владельцы небольших компаний отмечают, что в условиях тендера нередко с самого начала занижаются и сроки выполнения заказа, и его стоимость, в результате работать по правилам становится просто невозможно. Александр Фурман, генеральный директор ЗАО "Рикэл", отмечает, что снижать цену при участии в тендере малая компания просто не может: на это нет дополнительных средств, и все снижения начальной стоимости более чем на 15% можно считать мошенничеством.
44–й закон допускает участие малого бизнеса в госзаказе, который осваивают крупные частные компании. Это впервые, и это позволяет нам надеяться, что в городе при заключении инвестиционного договора в нем прямо будет прописано участие малых и средних предприятий. А для того, чтобы уменьшить коррупционный элемент в госзаказе, нужно, чтобы предприниматели не ходили к чиновникам самостоятельно. Необходимо все согласования проводить через единое окно. И пусть комитеты сами общаются друг с другом. А уж взятки друг другу они давать не будут.
Лев Каплан
В проектировочной отрасли проблем не меньше, чем у строителей. Например, при участии проектировщиков в госзаказе до 70% рабочего времени уходит на самые разнообразные согласования. Другая не менее важная проблема — стоимость госконтракта. Зачастую она изначально занижена, либо власти исходят из суммы, которая есть в бюджете, а не из рыночной стоимости заказа. В результате компаниям–исполнителям приходится экономить буквально на всем, не говоря уже о том, что коррупционная часть вычитается из этой же суммы.
Андрей Уртьев
СРО НПП "Союзпетрострой–Проект"