"Выходной Петербург". Миллионеры за госсчет

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург.УЕФА Лига чемпионов. ФК"Зенит"-ФК"Порту".

Журналист Владислав Бачуров рассуждает о том, зачем государственные монополии тратят деньги на футбол и к какому результату это приводит футболистов российских клубов.

В " Зенит " переходит полузащитник "Рубина" Александр Рязанцев. Контракт с 27–летним полузащитником будет рассчитан на 4 года. Зарплата футболиста составит около 2,5 млн евро в год.
Болельщики торжествуют, но есть все–таки некоторые вопросы. Мне кажется, что именно этими вопросами озаботились члены Совета Федерации (среди которых и бывший хоккеист и экс–глава Росспорта Вячеслав Фетисов), когда внесли на рассмотрение поправки в федеральный закон "О естественных монополиях". Согласно этим поправкам "Газпром", "Транснефть", РЖД и другие государственные компании (специалисты подсчитали, что таких "пострадавших" организаций будет более 4800) не смогут финансировать профессиональные спортивные клубы. Прежде всего это касается футбольных — "Зенита" и "Локомотива".
Вопрос первый, возможно, сразу возник у сенаторов — болельщиков "Спартака" и ЦСКА, тех клубов, у которых петербургский клуб и перехватил игрока (видимо, сделав более выгодное предложение). Частные владельцы денежку считают, а госкомпании, получается, имеют безграничный ресурс и могут постоянно повышать свое предложение? Сенаторы из регионов, клубы которых кормятся из областных или городских бюджетов, должны такие инициативы поддержать (за исключением, наверное, грозненского "Терека", которому, как известно, Аллах подает).
Вопрос второй. Почему так много платят? Российские игроки, выступающие в ведущих клубах премьер–лиги, с учетом налоговой ставки зарабатывают на родине больше, чем получали бы за границей. И чем платят футболистам одного с ними уровня, возраста, класса в гораздо более успешных (с точки зрения бизнеса) европейских клубах.
Давайте сравним того же Рязанцева с полузащитником испанского чемпионата или бундеслиги. Скажете, что испанец сюда поедет только за деньги, значительно превышающие его зарплату на родине? Но тогда за что мы российскому игроку собираемся северную надбавку платить? Если в Испании он не нужен, так пусть здесь за нормальные деньги играет. Почему игрок в момент становится миллионером за государственный счет? Это развращает молодых игроков и втягивает другие клубы в ненужную гонку бюджетов. Так наш футбол никогда не станет делом доходным.
Вопрос третий. К госкомпаниям. Понятно, если клуб прибыльный (как "Бавария", например), то он имеет возможность переманивать деньгами футболистов из менее богатых клубов. Или если любимому игроку платит лично шейх — нет вопросов. Хозяин — барин. Но в чем экономическое оправдание зарплаты игрока (которая выше среднего по европейским меркам) в стране, где средняя зарплата ниже европейской? Почему за это должна платить, к примеру, ваша теща, которой футбол по барабану?
"Потребители услуг естественных монополий справедливо отмечают, что они не обязаны оплачивать покупку тем или иным футбольным клубом дорогостоящих футболистов, находящихся в других субъектах Российской Федерации. Расходы в сумме сотен миллионов рублей на покупку спортсменов не в полной мере отвечают потребностям потребителей. Это в определенной степени влияет на размер тарифов на услуги указанных субъектов", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Если футбол для вас бизнес, то повысьте цены на билет на стадион, раз уж к вам такой великий кудесник мяча приехал. Платите ему роялти от проданных футболок.
Если же футбол для вас — социальное обременение, то ради чего вы транжирите деньги на молодых оболтусов, которые тут же потратят их на Range Rover Vogue?
Говорят, что без государственных компаний наш футбол умрет. Но он и так пребывает в состоянии денежной горячки, постоянно требуя новой дозы. Впрочем, легко довести идею Совета Федерации до абсурда. Например, я сторонник демократических процедур. Давайте проведем референдум: готовы ли вы платить за футбол? А по итогам референдума пусть спецслужбы вычисляют проголосовавших за и впаяют им налог на болельщика. Из этих денег можно будет финансировать наш футбол. Будет ли это справедливо? Как говорил Джаба Иоселиани, "демократия — это вам не лобио кушать".
Но даже после принятия поправок никаких серьезных последствий для профессиональных клубов, скорее всего, и не будет. Закон касается только естественных монополий. Можно создать дочернюю компанию, которая будет вкладывать уже свои деньги в спортивный клуб.
Ну или совсем смешной вариант. Если запрет касается только команд, то получается, что запрета на спонсирование отдельно взятых спортсменов нет. Так что можно оформить новобранца в пиар–отдел госкомпании по договору подряда, и будет он в клубе получать свой минимум, зато 5–го и 20–го резво бежать в кассу любимого спонсора.