Набиуллина: черные списки банков, составленные ЦБ, — это утка

Автор фото: итар-тасс

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что никаких "черных списков" банков, которые на очереди на лишение лицензии, регулятор не составлял. Эксперты также отметили, что речь не идет о чистках, но Центробанк хочет преподать банкирам урок.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что все "черные списки" банков, у которых скоро могут отобрать лицензии, — утка. По ее словам, все ходящие сейчас по рукам списки очень разнятся между собой и не имеют никакого отношения к ЦБ. Ее заместители Алексей Симановский и Михаил Сухов на той же встрече с руководителями крупных банков отметили, что никакого массового отзыва лицензий не планируется, и повода для беспокойства нет.
Банкиры все же попросили ЦБ о более позитивной риторике — последние события, включающие отзывы лицензий и у крупных, и у мелких участников рынка, существенно подорвали доверие россиян к банковской системе. Клиенты начали забирать вклады, что для небольших участников рынка может стать как раз причиной финансовой неустойчивости. В целом же от совещания осталось впечатление того, что законопослушным банкам не стоит опасаться санкций со стороны ЦБ.
"Совершенно обратное поведение присуще банкам, осуществляющим или причастным к "подозрительным" сделкам. Однако, на мой взгляд руководство последних постоянно находится в стрессовом состоянии. В настоящее время регулятор рынка более активно занимается осуществлением надзора за кредитными учреждениями, и отсюда волна слухов о грядущем массовом отзыве банковских лицензий", — считает источник, близкий к банковскому рынку.
Косвенно его слова подтверждаются тем, что пока лицензии были лишены либо явные нарушители, либо те банки, претензии к которым предъявлялись уже давно, но которые предпочли проигнорировать предписания ЦБ или даже сражаться с ним в суде, как это делал "Мастер-банк".
"Черные списки банков периодически появляются в медийном пространстве, однако их источник не всегда понятен. Самые громкие дебаты в отношении черных списков банков были в так называемый кризис доверия 2004 года, который начался с первого в отечественной истории отзыва лицензии по легализационным основаниям у "Содбизнесбанка"", — напоминает Дмитрий Шевченко, начальник юридического департамента "Ланта-Банка".
Подкрепленный заявлениями Виктора Зубкова, в то время руководителя Федеральной службы России по финансовому мониторингу, кризис доверия разогнался настолько, что чуть ли не допустил "банкран" у одного из крупнейших отечественных банков, который вынужден был даже ввести 10% комиссию за изъятие гражданами своих вкладов. Поэтому, по мнению эксперта, подобные заявления, а особенно от официальных лиц, очень болезненно принимаются и гражданами и организациями. При этом толкуются такие заявления зачастую гораздо более шире, чем то, что они имели ввиду.
"Тот же Мастер-Банк — еще в 2012 году по просьбе ЦБ к руководству банка с проверками приходили из МВД в связи с неоднократными сообщениями о множестве плохих кредитов и недостаточности капитала. Банк Пушкино также много раз был замечен в подобных темах. Я думаю, что это не чистка, а лишь еще большее закручивание гаек. ЦБ, вероятно, хочет таким образом научить наш банковский сектор правильно работать. И в принципе это правильный подход, но только эффект от такой политики настанет не ранее, чем через 3 года", — отмечает Нарек Авакян, аналитик финансовой компании AForex.