"Деловой Петербург" назвал топ-менеджером года Олега Тинькова

Автор фото: Сергей Арепин
Молодые миллионеры. Церемония вручения премии

"Деловой Петербург" провел десятую церемонию награждения лучших топ-менеджеров Петербурга и Ленинградской области. Топ-менеджером года назван Олег Тиньков.

"Деловой Петербург" провел юбилейную, десятую церемонию награждения лучших топ-менеджеров Петербурга и Ленинградской области. Топ-менеджером года назван Олег Тиньков.
Проект "Топ–100" отмечает достижения руководителей крупного бизнеса, тех, чьи решения имеют ключевое значение для экономики Петербурга. Эффективность управления оценивается числовыми показателями — мы продолжаем актуальный тренд современных рейтингов и отказываемся от качественных критериев и мнений экспертного сообщества, опираемся на измеряемые критерии, финансовые и статистические показатели из открытых источников и данные компаний.
Номинантов и победителей в "Топ–100" отбирают по следующим критериям. Бизнес-пространство поделено на 20 отраслей, в каждой выбирается топ-5 компаний за 2012 год по выручке. Критерий отсечки — 10 млрд рублей. На втором этапе журналисты согласуют у отобранных компаний следующие данные: выручка за 2012 и 2011 годы, средняя численность персонала в 2012 и 2011 годах, долговая нагрузка (краткосрочные и долгосрочные кредиты) за 2012 и 2011 годы.
Топ-менеджера года выбрала из 100 наиболее эффективных менеджеров редакция "Делового Петербурга". Партнер разработки критериев эффективности и правильности подведения итогов — ГК "Институт проблем предпринимательства".
Ранее лауреатами премии становились президент ХК "Адамант" Игорь Лейтис (2012), вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов (2011), глава "ЭГО-Холдинга" Александр Кашин (2010), глава ХК "Эталон — ЛенСпецСМУ" Вячеслав Заренков (2009), председатель совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит (2008), директор Михайловского театра, владелец компании JFC Владимир Кехман (2007), генеральный директор ЗАО "АЛАДУШКИН Групп" Александр Аладушкин (2006), президент группы "Евразия Холдинг" Алексей Фурсов (2005), председатель правления ЗАО "Вэб — Инвест Банк" Александр Винокуров (2004).
Спонсоры и партнеры премии — ВТБ, автоцентр «ОЛИМП Центр», сеть супермаркетов «Азбука вкуса», консультационная группа «Прайм Эдвайс», Охранная организация «СДС Секьюрити», Группа Компаний «ГОРОД» , PwC.
Олег Тиньков — последние 10 лет global russian, который проводит время между Россией, Италией, а теперь и Англией, своим родным городом по–прежнему считает Петербург, где и начинал строить бизнес. Он славится умением создавать с нуля прибыльный бизнес, в основе которого стоит сильный бренд, и с успехом его продавать. Именно так произошло с магазинами "Техношок", производством пельменей "Дарья", пивоваренными заводами "Тинькофф" и одноименным рестораном. Сегодня он занят банком "Тинькофф Кредитные Системы" (ТКС). Звездный час этого проекта — IPO, в результате которого рыночная капитализация банка составила $3,2 млрд.
Перед награждением Олег Тиньков дал интервью "Деловому Петербургу"
Вы чувствуете облегчение, что IPO наконец позади?
— Облегчение по окончании самого процесса, безусловно, есть, это мучительный и изматывающий процесс, он длился 2 года. Но, конечно, последние 3 месяца были наиболее насыщенными, ну а последние 2 недели иначе чем кошмаром и не назвать. Это трудно и физически, и морально.
После продажи пивного бизнеса вы говорили, что ощутить в кармане $200 млн — особенное чувство. Теперь у вас оказалось $300 млн. Ощущения не притупились?
— Я не помню, что это говорил… Тем не менее деньги — это всегда эмоционально, особенно первые 2 дня, потом привыкаешь и просто начинаешь работать, даже еще больше, а это всё цифры на компьютере. Не парьтесь так про деньги! Они сами по себе не приносят счастья. Но, конечно, лучшего измерения успеха в бизнесе нет, и чем больше цифра, тем приятнее ощущение от достигнутого.
Таких, как вы, в последнее время принято называть серийными предпринимателями. Вам нравится этот термин?
— Мне — не очень, на серийных убийц похоже. По мне предприниматель — это уже серийность, иначе это ремесленник. Не значит, что это плохо, я таких много знаю и уважаю, но все–таки они не совсем предприниматели в полном смысле этого слова.
Все петербургские миллиардеры — девелоперы и торговцы. Почему нет ничего другого?
— Наверное, таков этап развития рынка, я уверен, что скоро придут и другие — вот банкиры подтянулись, акционеры "Вконтакте", например, и будут еще из технологических и онлайн–отраслей. Питер силен своими IT–кадрами. Ждите!
Перед IPO были высказывания такого рода, что все бизнесы Тинькова хорошо продавались, но после этого рано или поздно приходили в упадок. То есть все держалось всегда на вас. Что вы думаете по этому поводу?
— Это миф. Зависит от собственника. "Техношок" существует без меня и, похоже, неплохо развивается уже 16 лет!!! "Дарья" существует, пиво "Тинькофф" только что Inbev перезапустил снова, посчитав его закрытие ошибкой. Рестораны — да, они не могут существовать без владельца, это метафизический бизнес (за исключением сетевого фастфуда). И в конце концов как я могу на это повлиять? Я продал супертовар, далее им управляют новые собственники. Я, например, считаю, что "Дарья" и пиво "Тинькофф" еще живы, что как раз показывает силу их брендов и заложенный в них потенциал.
Насколько вы неугомонный собственник? Сильно влезаете в оперативное управление?
— Есть акционеры, есть менеджмент. Я акционер. Но я в офисе каждый день и разделяю с менеджментом все ошибки и удачи оперативного управления банком. Я занимаюсь стратегией и участвую в ключевых совещаниях и переговорах. Мне это дико нравится, я уверен, что у нас лучшая команда на рынке и впереди у нас большие и интересные свершения, и я с огромной радостью бегу в 10 утра в офис!
Что вы можете сказать о бизнес–модели ТКС?
— ТКС не является традиционным банком. Мы по сути сломали пара­дигму, придумали что–то новое. ТКС — первый онлайн–банк в России, и в мире сегодня прямых аналогов найти непросто. Всего с одним­ офисом мы выдали около $2 млрд кредитов, привлекли около $1 млрд депозитов.
Иногда мы получаем в месяц более полумиллиона анкет с заявками на получение кредитных карт. Так что, с одной стороны, мы большой банк, а с другой — крупная IT–компания, так как более 90% клиентов приходят к нам через онлайн–каналы.
Но кредиты у вас слишком дорогие, почти как у микрофинансовых организаций.
— Сравнение с микрофинансовой организацией справедливо, но оно еще раз подтверждает, что ТКС — не вполне банк. У нас достаточно низкие кредитные лимиты. Мы не даем по 300 тыс. рублей, как некоторые наши коллеги, и не закредитовываем население. Мы даем в среднем по 30 тыс. И поэтому выплаты необременительны для семейного дохода.
Мы выдаем кредиты в удаленных регионах, где людям порой больше вообще негде взять денег. Мы самый региональный банк в России, работаем везде, где есть почта и Интернет. Есть места, где кроме нас никто не кредитует, потому что мы работаем без отделений, мы виртуальны.
Что касается процентов по нашим кредитам, то важно понимать, что для кредитной карты, в отличие от кредита наличными, вообще нет такого понятия, как фиксированная ставка. Во–первых, есть кредитная линия, и ты платишь только за то, что используешь. Во–вторых, ты можешь гасить в течение льготного периода, тогда ставка — ноль. Ставка зависит и от уровня риска. Мы проверяем заемщика и наиболее надежным по нашим критериям предоставляем более низкую начальную ставку. Далее ставка уже зависит от поведения: платит человек в магазине или снимает наличные, возвращает ли деньги вовремя.
Центробанк оказывает давление на рынок потребительских кредитов, заставляет банки снижать активность в этом секторе кредитования. Это угроза для вашего бизнеса?
— Центробанк — отличный регулятор, он делает все правильно. Центробанк по сути говорит: чтобы выдавать кредиты, тем более необеспеченные и тем более высокорисковым группам населения, нужно иметь большой капитал. Не просто депозиты пылесосить с рынка, а иметь собственный большой капитал. Безусловно, мы нашу модель пересчитали после этих изменений. В любом случае ТКС — один из наиболее высококапитализированных банков в России.
Повышение финансовой грамотности населения на руку вашему бизнесу или нет?
— Финансовая грамотность повышается при нашем участии. Когда мы начинали, наличными снимали с наших карт 90–95% денег. Сейчас снятие наличных — около 50%. То есть народ становится более грамотным, мы же его и учим. Раньше были курьезные случаи: человек на входе в магазин снимает деньги и идет за покупками с наличными, хотя там стоит pos–терминал. Сейчас таких случаев все меньше и меньше. Поэтому мы и хотим развивать платежный сервис.
Мы считаем, что народ будет потихоньку дрейфовать в платежи, будет более ответственно относиться к дополнительным расходам и к безопасности, понимать, что не нужно с собой везде носить наличные.
Какие бизнесы вас манят?
— Я занят банком "ТКС" и превращением его из банка в приложение в мобильном телефоне. ТКС — это смартфон, и мы туда идем. Так что меня манит телефон и облако.