ЗакС без правой руки

Покинул Мариинский дворец начальник аппарата спикера ЗакСа Александр Зарагацкий — один из самых влиятельных людей в петербургской политике за многие годы. Поставлена точка в зачистке парламента от людей предыдущего спикера, а ныне сенатора Вадима Тюльпанова. Его позиции, а также депутата Виталия Милонова, теперь слабее.

Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров проводил Александра Зарагацкого с трибуны: "Сегодня крайний день работы человека, который 15 лет работал в стенах Законодательного собрания. Этот человек обладал высочайшими профессиональными качествами и навыками управления, обладал особой решительностью, недюжинные организаторские и умственные способности позволили ему завоевать особый авторитет", — сказал Макаров.
Зарагацкий пришел в ЗакС вместе с предыдущим спикером и лидером городской "Единой России" Вадимом Тюльпановым, он был его помощником с 1999 года. Когда Тюльпанов в 2003 году занял кресло председателя, Зарагацкий стал начальником его аппарата. В короткие сроки ему удалось обрести статус, который принято обозначать как "серый кардинал" или "правая рука" (хотя некоторые эксперты сомневаются, кто тут чьей рукой был на самом деле). То есть он непосредственно влиял на распределение должностей среди депутатов, контролировал их дисциплину и прочее. Позже он стал и первым замсекретаря в "Единой России" — совмещение партийного и государственного постов позволяло ему напрямую участвовать в решении вопросов, связанных с выборами и постоянно находиться в топе рейтингов самых влиятельных людей в ЗакСе и петербургской политики в целом. Перед выборами 2011 года Зарагацкого даже сначала назначили начальником предвыборного штаба "Единой России", правда, через несколько месяцев эту должность все же занял Тюльпанов.
Хотя официально о новом месте работы Зарагацкого не объявлялось, все СМИ немедленно выяснили, что это должность замгендиректора ОАО "ФСК ЕЭС", то есть заместителя Андрея Мурова, сына главы ФСО Евгения Мурова. Рассказывают, что они были близко знакомы еще в те времена, когда Муров-младший был гендиректором аэропорта "Пулково". В ЗакСе говорят, что еще накануне об отставке Зарагацкого не было известно, то есть заявление он, вероятно, написал в среду утром. А именно сейчас ушел, скорее всего, потому, что нашел наконец подходящее место. На его же место прочат начальника аппарата ЗакСа Михаила Субботина, давнего соратника Вячеслава Макарова. "Те люди, которые работают в стенах Закса и знают нормативно правовой процесс, умеют организовать работу аппарата, будут назначены мной главой аппарата", — сказал спикер.
"Он был почти 51-й депутат, — характеризует Зарагацкого экс-депутат Игорь Михайлов. — Решал многие вопросы, многое замыкалось на нем. Тюльпанов очень высоко оценивал его и доверял". "Железным канцлером" назвал начаппарата спикера депутат Константин Сухенко. Степень вовлеченности Александра Зарагацкого в процесс "решения вопросов", а также его самостоятельности описывает, например, скандал 2009 года с сыном Бориса Грызлова (на тот момент лидера "Единой России") Дмитрием Грызловым. Грызлов-младший собирался на муниципальные выборы в МО "Георгиевское", но в исполкоме партии неожиданно для себя получил настойчивую рекомендацию этого не делать. Грызлов-младший депутатом не стал и озвучил в прессе, что палки в колеса ему ставил Зарагацкий, а результаты выборов были подтасованы. Конфликт заминали долго, Дмитрия Грызлова пришлось срочно принимать в партию и "отдать" ему комиссию по молодежной политике. Кстати, в июне этого года его из этой комиссии вывели. А на последних выборах в ЗакС фамилия Александра Зарагацкого прозвучала в связи с другим скандалом — по мнению ряда членов партии "Яблоко", именно с ним якобы сговаривался экс-лидер петербургского отделения партии Максим Резник о подтасовке результатов кандидатов-"яблочников" в пользу креатур Резника. Резник наотрез отрицал подобные договоренности, но из партии его все-таки исключили, и сейчас он в "Гражданской платформе".
После того, как Вадим Тюльпанов ушел в Совет федерации, занявший его должности Вячеслав Макаров принялся методично зачищать ЗакС и "Единую Россию" от "людей Тюльпанова". Постепенно были заменены все, от начальников до девушек в приемной. Александр Зарагацкий лишился должности первого зама в партии, но в ЗакСе тем не менее остался — считалось, что то ли в качестве "представителя" Тюльпанова, то ли потому, что слишком ценный специалист. Впрочем, говорят, что он и сам тоже давно хотел уйти, но ждал хорошего предложения. По поводу его ухода один из сотрудников аппарата выразился так: "Это называется — чтобы и духу тюльпановского тут не было!".
Тюльпанова, пожалуй, можно считать проигравшим в этом раскладе. Без Зарагацкого у него уже наверняка не будет возможности участвовать в руководстве следующей предвыборной кампанией, составлении списков кандидатов. Кроме того, явно сильно пошатнутся позиции председателя комитета по законодательству Виталия Милонова, тоже бывшего протеже Тюльпанова. Во всяком случае, теперь у него гарантий нет, а отношения с Макаровым и многими другими депутатами неоднозначные вплоть до неприязни. С другой стороны, и с Тюльпановым у Милонова вполне может возникнуть спор из-за округа (оба избирались от одной территории).
Но и Вячеслав Макаров, как бы то ни было, теряет специалиста, без которого обеспечивать результат партии на выборах и контролировать депутатов станет гораздо сложнее. Кто бы не занял кресло начальника аппарата, такой крупной политической фигурой он вряд ли станет.