"Деловой Петербург". Skoda уехала от "РРТ"

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Skoda прекратила дилерские отношения с компанией "РРТ" в Петербурге. Дилер объясняет это тем, что с маркой невыгодно работать. Эксперты считают, что "РРТ" не смог выполнить все условия работы с брендом.

Как стало известно dp.ru, компания "Skoda Auto Россия" расторгает договор с холдингом "РРТ" по продаже автомобилей Skoda в Петербурге. Временный центр на Краснопутиловской ул. уже закрыт, своих клиентов "РРТ" отправляет на сервисное обслуживание по машинам Skoda в салон "Рольф Витебский", который принадлежит московской группе компаний "Рольф".
Основной владелец "РРТ" Олег Барабанов подтвердил, что компания отказалась от продвижения Skoda. "Сейчас в Петербурге работают 10 дилеров этой марки. Если строить постоянный центр, то он окупится лет через десять. Земля на Таллинском шоссе (где планировался постоянный центр. — dp.ru) уже выставлена на продажу, поясняет он. — Мы ведем переговоры о продаже центра Skoda в Казани, сделка в завершающей стадии".
"РРТ" еще несколько лет назад взял на себя обязательства по строительству нового дилерского центра Skoda на Таллинском шоссе. Объем инвестиций в проект оценивался в 150 млн рублей, площадь объекта — более 2,5 тыс. м2. Этот центр должен был прийти на смену временному представительству марки на Краснопутиловской ул., но он так и не был введен в строй, отмечают в "Auto–Dealer–СПб".
В "Skoda Auto Россия" сообщили, что сотрудничество с "РРТ" в Петербурге будет приостановлено с 1 января 2014 года. "Обычно это связано с невыполнением дилерских обязательств", — сказали в компании, не уточнив подробности. Директор "Рольф Витебский" Дмитрий Паршиков, в свою очередь, отметил, что в начале декабря автоцентр открывает новый шоу–рум, так что сервисная зона станет больше и проблем с обслуживанием новых клиентов не будет.

Полоса препятствий

Петербургские автовладельцы в текущем году активно жаловались на работу "РРТ": компания месяцами задерживала поставки автомобилей и запчастей покупателям. В сентябре из–за жалоб клиентов полиция провела обыски в головном офисе дилерского центра Subaru, принадлежащего "РРТ". Тогда же суд наложил арест на имущество компании. Олег Барабанов говорит, что арест был наложен всего на один автомобиль.
Бизнесмен объясняет ситуацию тем, что компания несколько месяцев перезаключала договор с Subaru на 5 млрд рублей на следующий год. Барабанов также признавал, что холдингу не хватает оборотных средств.
Участники рынка давно указывали, что у "РРТ" высокая кредитная нагрузка, поэтому компания продает одни активы и замораживает другие. Например, один центр по продаже Skoda в Казани недавно приобрела казанская компания "АКОС", второй выставлен на продажу. Закрыт филиал дилерского центра Nissan в Великом Новгороде, от достройки центра Nissan в Нижнекамске "РРТ" отказался, в Вологде на продажу выставили дилерский центр Hyundai. Заморожены проекты строительства дилерских центров Subaru в Воронеже и Ярославле. Также "РРТ" продает участок земли площадью 12 га, запланированный под строительство автодеревни, в районе промзоны Парнас.
Отчасти финансовые трудности компании можно объяснить тем, что в 2009 году "РРТ" приступил к реализации пятилетней инвестиционной программы на 6 млрд рублей. В рамках данной программы холдинг начал масштабное строительство автоцентров, взяв кредиты в нескольких банках примерно на 5 млрд рублей. Однако в 2012 году "РРТ" перекредитовался, сменив банк–партнер — Сбербанк на ВТБ. В текущем году "РРТ" взял кредит в Связь–банке на 500 млн рублей.

Непростые времена

В портфеле брендов "РРТ" сейчас Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet, Hyundai, Cadillac. У компании 26 автоцентров в 11 городах России. По данным "Auto–Dealer–СПб", доля "РРТ" в общем объеме продаж иномарок в Петербурге снижается: в 2011 году она составляла 7,4%, а в 2012–м уже 6,3%. При этом доля "РРТ" в продажах Skoda в Петербурге по итогам 9 месяцев 2013 года составляет 2%.
"В "РРТ" не скрывали, что будут менять портфель брендов, в том числе звучало и название Skoda. Не секрет, что у представительства Skoda и "РРТ" был конфликт, связанный с большим выкупом автомобилей, которые "РРТ" осуществил менее года назад в расчете на ответные знаки внимания, которых, видимо, не последовало", — говорит автоэксперт Виталий Новиков.
Михаил Чаплыгин, директор агентства "Auto–Dealer–СПб" отмечает, что объем продаж, который показывает в этом году "РРТ" применительно к Skoda с учетом задержки выдачи автомобилей клиентам, негативно влияет на имидж марки. Кроме того, временное представительство на Краснопутиловской ул. — это не то, к чему стремился автоконцерн в Петербурге, выводя на рынок обновленные модели Skoda Octavia, Skoda Superb, Skoda Yeti.
Участники рынка отмечают, что аналогичная ситуация у "РРТ" может повториться и с Hyundai. Для работы с марками Skoda, Hyundai, где маржинальность не очень высока, требуются открытые кредитные линии или свободные финансовые средства, добавляет директор по развитию ГК "Аксель" Игорь Седов. "Не так много дилерских сетей могут этим похвастаться. Впрочем, не думаю, что ситуация между "РРТ" и Skoda как–то повлияет на рынок этой марки, потому что в общем объеме продаж Skoda в Петербурге "РРТ" занимал малую долю", — считает он.
В целом авторынок переживает сейчас не лучшие времена, все чаще дилеры закрывают свои центры. Летом Inchcape закрыла дилерский центр Peugeot на ул. Руставели. Кроме того, "Аларм Моторс" перепрофилировал действующий на Левашовском пр. автоцентр Ford под Peugeot. Также закрылось несколько небольших автоцентров, которые реализовывали, в частности, азиатские бренды (например, Daewoo).