Путин "закопал" идею Национального центра искусств в Петербурге

Скандальная эпопея с созданием Национального центра искусств в Петербурге, кажется, закончилась фиаско: крест на идее поставил Владимир Путин как признанный корифей всех наук, в том числе балетных. Оказалось, что в России есть возможности успешно и открыто противостоять политике центра.

Советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой донес через газету "Известия" радостную для петербургских деятелей театра, музыки и балета новость: президент Владимир Путин решил, что создавать Национальный центр искусств не нужно, потому что это несвоевременно и непродуманно ни юридически, ни с точки зрения последствий.
Слух о Национальном центре искусств, точнее, центре академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ, появился в августе и за два месяца успел изрядно переполошить всю культурную общественность. Речь шла об объединении "под одной крышей" самых лучших и знаменитых заведений Северной столицы: Мариинского театра, Академии русского балета им.Вагановой, Консерватории им.Римского-Корсакова, а также Российского института истории искусств. Идею приписали изначально худруку Мариинки Валерию Гергиеву, во всяком случае, это его письмо Путину попало в СМИ.
В упомянутых учреждениях схватились за сердце — на общих собраниях коллективов приняли однозначное решение выступать против и сопротивляться. В прессе культурные деятели как один высказывались с критикой, опасаясь, что все объяснения о необходимости координации усилий на деле превратятся в кадровые чистки, продажу помещений и изменение подходов к образованию и сути существования академии, института и консерватории. Между строк читалось опасение того, что знаменитые учреждения станут лишь обслуживать Мариинку. В разгар дискуссии и.о. ректора Вагановки назначили бывшего первого танцовщика Большого театра Николая Цискаридзе, и тут уж все решили, что все, это часть плана по созданию НЦИ и еще больше завозмущались. Хотя из того, что мы знаем об особенностях характеров и масштабов фигур Гергиева и Цискаридзе, следует скорее, что им непросто было бы ужиться в одном заведении. И еще слухи о назначении Дениса Мацуева в консерваторию (не подтвердились). Кстати еще не факт, что Цискаридзе выберут ректором на выборах в Академии балета в 2014 году.
Министр культуры Владимир Мединский идею поддержал, а вот Валерий Гергиев поспешил откреститься от авторства, заявив, что родилась она в недрах Минкульта. Впрочем, в том же интервью он признался, что что-то такое было — он, Гергиев, предлагал Путину "как-то усовершенствовать форму отношений между Академией имени Вагановой и Мариинским театром". А форму в виде центра придумали уже юристы ведомства Мединского. Скорее всего, изначально какая-то форма договоренностей, видимо, была. Министр же, давно увлеченный идеей "оптимизиции" подведомственных учреждений, проникся энтузиазмом и долго не хотел сдаваться, несмотря на вал критики. Вероятно, в надежде на поддержку президента, который, исходя из его беседы с Гергиевым, как минимум ждал, что из этого получится, а как максимум — санкционировал работу.
Здесь интересно, что, во-первых окончательное решение принимал почему-то Путин. Последствий испугался, что логично — второго скандала, подобного реформе Академии наук, правительство могло уже и не вынести. Но получается, что "мог бы и полоснуть", несмотря на мнения Темирканова, Стадлера и сотен других авторитетных артистов.
Во-вторых, из конфликта следует, что в России существуют возможности противостоять политике федерального центра, причем открыто и публично. Петербургу, конечно, повезло, что у него есть такая мирового уровня культура и такие деятели, по сравнению с которыми министр Мединский выглядит неловко. Но в других сферах Москва переламывала многих, и эти многие обычно даже не рисковали проявлять недовольство публично. Могла бы и в этот раз привычно наслать на консерваторию следователей, снять пару фильмов силами НТВ. Это был бы огромный скандал, но в политике, например, это никого не останавливало. То есть определенные границы все-таки есть. И ведь не сказать, что это остается внутренним делом театралов — можно вспомнить, как уверенно Эрмитаж отбился от попыток забрать коллекцию импрессионистов и как их в этом внезапно поддержали фанаты "Зенита" (sic!). Культура в Петербурге как бы не повзрывоопасней будет, чем всякие Бирюлево.