"Деловой Петербург". Завод PVG уедет из промзоны Рыбацкое

Автор фото: Волков Павел
Россия. Санкт- Петербургю жанр

Холдинг PVG потратит 1,5 млрд рублей на перевод производства рекламных конструкций и полиграфии из Петербурга в другой регион. Это позволит расширить производстово и снизить издержки. Переезд в другие регионы - редкость для городской промышленности.

Как рассказал член совета директоров холдинга PVG Александр Артемов, завод в промзоне Рыбацкое производит рекламные конструкции и рекламную полиграфию, упаковку, торговое оборудование и уличные тренажеры. Предприятие занимает 5 га, площадь самого завода — 45 тыс. м2. По словам Александра Артемова, переезд намечен на ближайшие 2–3 года и обойдется примерно в 1,5 млрд рублей.
Решение о переносе предприятия связано с планами по расширению производства и с оптимизацией издержек на налоги, зарплаты сотрудников и прочее. Для переезда обсуждаются Ленобласть и Липецк, с властями которых PVG ведет переговоры. Так, в Липецке рассматривается для покупки участок 8,5 га, где можно построить завод площадью 75 тыс. м2. "Мы не привязываемся к конкретному региону, важно, каковы там взаимоотношения между бизнесом и властью. В обоих регионах эти отношения строятся неплохо", — поясняет Александр Артемов.
Что делать с площадкой в Рыбацком, пока не решено. Возможны несколько вариантов: от продажи до редевелопмента под другое производство.

Редкие переезды

Вывод промышленности в другие регионы весьма экзотичен для Петербурга. Обычно для перебазирования выбирается Ленобласть или ближайшие пригороды. "Группа ЛСР" перебазировала часть мощностей в Гатчину, "Силовые машины" — в Металлострой, Адмиралтейские верфи предполагаетсяперенести в Кронштадти т. д. Случаи переезда из Петербурга в более отдаленные регионы единичны и не всегда удачны. Так, "Мэлон Фэшн Груп" (МФГ) в середине 2000–х годов перевела фабрику "Первомайская заря" в Псковскую область, предполагая сэкономить на недорогой аренде и рабочей силе. Но в 2010 году псковскую фабрику закрыли. "Расходы на содержание производства (коммунальные платежи, зарплата и т. д.) оказались слишком высокими, это увеличило себестоимость продукции", — пояснили в пресс–службе МФГ. Теперь одежду шьют в Китае.
Положительный опыт есть у компании "Твэл": она частично перебазировала трубное производство в Тюмень, ближе к основным рынкам сбыта — предприятиям нефтегазового сектора. Это позволило сократить логистические издержки.

Цель оправдывает средства

Оценить экономический эффект от перебазирования трудно. Все зависит от того, для какого региона производит свой продукт компания, как его продает. Если для операционной деятельности она вынуждена оставить отдел продаж в Петербурге, то налоги все равно будет платить здесь, тогда выгода от переезда производства в регион с налоговыми послаблениями становится туманной, рассуждает заместитель генерального директора по правовым вопросам ГК "Размах" Сергей Дубограй.
Генеральный директор компании "ЭнергоПроект–Стальконструкция" Игорь Василенко считает, что переходить в другой регион выгодно, если там ниже ставка земельного налога или стоимость коммунальных услуг. Но эти выгоды нужно соотносить с расходами на перевод персонала, со стоимостью самого переезда и покупки новой площадки.
Директор по развитию ГК AAG Светлана Ким полагает, что на освободившейся площадке в Рыбацком можно разместить транспортно–металлургические предприятия. "Глобальный редевелопмент вряд ли возможен. Градостроительное зонирование не предусматривает кардинального изменения функционала", — говорит Светлана Ким.
Управляющий директор компании ORIGIN CAPITAL Сергей Богданчиков считает, что лучше всего разделить весь комплекс завода на несколько объектов в зависимости от их функционала. Часть объектов можно продать, вложив вырученные средства в преобразование тех, которые компания оставит в собственности.
Перевод предприятий в другие регионы — проект штучный, в каждом случае нужно отдельно рассматривать его эффективность. Но массовым перебазирование быть не может: если мы выведем предприятия из города, то не сможем обеспечить занятость населения. В Петербурге значительная доля предприятий сохранилась с советских времен: примерно 45% в промышленности в целом и 65 – 70% в оборонно–промышленном комплексе. В Москве, где вывод промышленности ведется намного активнее, эти показатели в разы меньше. Этому есть объяснение: перебазируя завод из столицы в регионы, собственник, как правило, существенно экономит на налогах, зарплате, арендных ставках. У Петербурга с другими регионами такая разница меньше, поэтому и выгода от перебазирования не всегда есть, учитывая затраты на перенос предприятия. А в некоторых регионах зарплаты, например, не уступают петербургским.
Сергей Бельфер
генеральный директор Ассоциации промышленных предприятий Санкт–Петербурга