"Деловой Петербург". Мебель выходит в тираж

Автор фото: Байгушева Антонина

Первая мебельная фабрика, которая до сих пор работала только по индивидуальным заказам, займется производством и интернет–продажами типовой мебели. В ПМФ считают, что их главный конкурент - ИКЕА, и уверены, что цены на их мебель будут еще ниже.

Первая мебельная фабрика (ПМФ) в ноябре запускает производство типовой кухонной мебели. Компания разработала 11 вариантов гарнитуров и собирается продавать их как в собственных фирменных салонах, так и через интернет–магазин. Как сообщил гендиректор ПМФ Александр Шестаков, в отличие от компании ИКЕА, которую он в данном сегменте считает основным конкурентом, продукция его предприятия будет изготовляться под заказ, сразу забрать выбранный гарнитур в мебельном салоне не получится. Но сроки изготовления составят всего 2–4 дня вместо обычных 3 недель. "Наша мебель будет дешевле, чем в ИКЕА. Цены будут близки к себестоимости, прибыль планируем обеспечить за счет объемов продаж. Наша задача максимально загрузить производственные мощности", — добавил Александр Шестаков. Он затруднился оценить возможные объемы производства.

Конкуренция из Китая

После вступления России в ВТО выросла конкуренция на мебельном рынке. По данным УК "Финам Менеджмент", объем российского рынка бытовой мебели — 352 млрд рублей. На долю Петербурга и Ленобласти приходится около 5%. Эксперты, учитывающие и сегмент "серого производства", оценивают рынок на 20 – 30% выше. Доля импорта составляет 40 – 50%, говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Причем если раньше импортировалась дорогая мебель, то теперь много ширпотреба из Китая и Турции, добавляет гендиректор ООО "Аквилон" Михаил Орлов. Максим Клягин оценивает долю Китая в 20% от всего импорта мебели.
В то же время покупательская активность упала. Многие фабрики оказались недозагруженными. По оценке Росстата, за три квартала 2013 года российские фабрики выпустили на 5,6% меньше мебели, чем за тот же период 2012–го.
Некоторые производители, работавшие по индивидуальным заказам, переходят на поточное изготовление мебели. "Себестоимость ее производства ниже, чем индивидуальной. И организовать ее выпуск проще", — поясняет председатель совета директоров ОАО МКО "Севзапмебель" Рафаэль Саркисян.

Мебель в Интернете

Михаил Орлов предполагает, что переориентация на типовую мебель и интерес к интернет–продажам могут быть связаны с выходом столичных производителей на периферию. В Москве и Петербурге покупатель стал очень требовательным и предпочитает индивидуальные проекты. В регионах же доходы населения скромнее и спрос на типовую мебель выше.
Положение региональных производителей обычно хуже, чем у столичных, они не модернизируют производство, не обновляют продуктовые линейки и не могут удовлетворять претензии клиентов. Покупка мебели через Интернет дешевле за счет экономии на содержании персонала, аренде магазинов, отмечает аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко.
На долю Интернета приходится 10 – 15% выручки всей мебельной торговли в РФ, но через 5 – 10 лет она может вырасти до 30 – 50%, предполагает Максим Клягин.

Сложный конкурент

В отделе продаж ИКЕА сообщили, что с этого года любую покупку можно оформить через Интернет. Появление конкурента в лице ПМФ в ИКЕА не прокомментировали.
"Конкурировать с ИКЕА могут только производители, способные инвестировать миллиарды долларов. Эта марка стала именем нарицательным, и, чтобы составить ей конкуренцию, в один только маркетинг нужно вложить сотни миллионов долларов. ИКЕА продает продукцию через гигантские торговые центры, где можно купить сразу все вещи для квартиры. Это предложение трудно перебить", — говорит управляющий активами ФК AForex Сергей Ковжаров. Однако, если на рынке появится более привлекательное предложение, обладающее качествами, которых нет у ИКЕА, люди потянутся к этому конкуренту, считают эксперты.