Дорожный миллиард выставили на аукцион

Автор фото: Ваганов Антон

Назначен первый аукцион на освоение миллиарда рублей, предназначенного на содержание городских дорог. Раньше госкомпании работали на гарантированные городские субсидии, а сейчас им придется соперничать с частниками. Эксперты уверены, что победившие в аукционе частные компании не выживут на этом рынке, и город в итоге останется без уборки.

Комитет по госзаказу в минувшую пятницу объявил первые аукционы на право в следующем году содержать дороги сразу двух районов: Выборгского и Невского. Общая стоимость заявок – более миллиарда рублей (552 и 523 млрд руб). В обязанности компаний-победителей аукциона будет входить уборка дорог и их косметический ремонт. Всего, согласно проекту бюджета на следующий год, на содержание дорог выделено 7,4 млрд рублей.  
Планируется, что открытый аукцион пройдет уже 2 декабря, уже через месяц компания-победитель должна будет выйти на участок. Срок действия такого договора – до 31 декабря 2014 года.  
Открытый аукцион на право ухаживать за дорогами Петербурга проходит впервые: до такого предписания от комитета финансов компания-содержатель обычно выбиралась комитетом по благоустройству. Он проводил конкурсный отбор на возмещение затрат на производство работ. С этого года такая процедура заменена на аукцион: теперь заказчик не предъявляет к участникам технических требований, и победителем станет тот, кто попросит наименьшую сумму за работы.
Изменение коснется, в первую очередь, финансирования компаний. Раньше бюджет компаний, подведомственных комитету по благоустройству, формировался за счет субсидий из городской казны. На данный момент неизвестно, как будет построено взаимодействие компаний и города: кроме системы финансирования может измениться и подход к составлению парка спецтехники. Дело в том, что до внедрения конкурсной системы технопарк многих компаний состоял более, чем наполовину, из машин, принадлежащих городу.  
"Да, обычно техника для таких работ закупается двумя путями: либо за счет бюджета, либо за счет амортизационных отчислений компаний. Участник аукциона должен обладать необходимыми для обеспечения заявки техникой и персоналом. В этой ситуации город не намерен передавать свою технику кому-либо в пользование", — рассказали в пресс-службе центра комплексного благоустройства. Там не исключают, что город может столкнуться с проблемами: если, например, за обслуживание участка возьмется компания, которая не в курсе специфики этого района, или если затянется процедура проведения самого аукциона – на данный момент заключенные с компаниями договоры действуют до 31 декабря этого года. "Пока неизвестно, к чему это все может привести", — подытожили в ЦКБ.
Сейчас обслуживанием дорог в Выборгском  районе занимается ОАО "Коломяжское", а Невский поделен между двумя компаниями: ОАО "Автопарк №7 спецтранс" и ГУДП "Центр".
В компании ГУДП "Центр", которая в прошлые годы следила за состоянием дорог в шести с половиной районах Петербурга, пока что растеряны – раньше компания жила за счет городских субсидий на обслуживание дорог. В 2012 году, например, эта сумма составила 3,6 млрд рублей. Вдобавок, большая часть техники, которая используется компанией, принадлежат городу.  "В таком аукционе мы будет участвовать в первый раз, будем стараться победить в максимуме конкурсов, потому что уборка дорог – наша основная деятельность", — рассказали в отделе по госзакупкам компании. В другом подразделении ГУДП "Центр", в управлении ремонта и содержания дорог, были более уверены в своих силах: "Объективно говоря, кроме нас некому заниматься уборкой дорог на этих участках. Да, есть те компании, которые дороги ремонтируют, но тех, кто их убирает, практически нет", — пояснили там. К слову, глава ГУДП "Центр" комментировать ситуацию отказался.
Представители частных компаний подчеркивают, что они и государственные компании изначально находятся в неравных условиях. "Госкомпании работают на технике, купленной, по большому счету, за бюджетные деньги.  А частник должен за свой счет все себе купить", — объяснил президент холдинговой компании "Созвездие Водолея"  Владимир Хильченко.  Вдобавок, по словам господина Хильченко, тарифы, которые устанавливают комитеты для госкомпаний, не рассчитаны на привлечение прибыли. "А на какие деньги тогда частная компания будет покупать технику, платить людям?", — удивляется он. Владимир Хильченко подытожил, что его компания "Колпинский спецтранс" все же будет участвовать в аукционе, но победить, по его словам, будет очень тяжело.  
Эксперты уверены, что переход на аукционы только ухудшит ситуацию с уборкой улиц. "Есть серьезный риск того, что у частной компании, победившей в аукционе, кончатся деньги и она ничего бесплатно убирать не будет.  Госпредприятия себе такого позволить не смогут, и будут продолжать работу в любом случае. Вдобавок, думать о том, что содержание города – дело доходное, ошибочно. Обычно эти работы оценены на 60% от норматива", — объяснил  Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. Также он добавил, что если ГУПы не выиграют эти конкурсы, то порядка 20 тысяч людей лишатся рабочих мест. "Плюс, чтобы хорошо работать, компаниям надо иметь разветвленную систему баз автоколонн в центре города, чтобы мобильно выгнать технику при необходимости. Кроме "Автопарк № 7 Спецтранс" в городе, пожалуй, нет подобной частной компании", — рассказал Иванов, добавив, что компании, пришедшие из других регионов, тоже не помогут решить проблемы.
Возможные проблемы с уборкой улиц могут напомнить 2010 год, когда город погряз в снегу. Власти тогда обвиняли в неубранных улицах припаркованные на обочинах машины, нехватку техники и работников. Тогда, чтобы изменить ситуацию, в экстренном порядке было закуплено снегоуборочной техники на 5,1 млрд рублей. Однако, к концу декабря 2010 года свыше 100 единиц техники так и не были переданы заказчику поставщиками. Плюс, комитет, в ведении которого находились вопросы уборки, с июня находился в стадии реорганизации. По большому счету, неспособность справиться со снегом стала одной из причин отставки губернатора Валентины Матвиенко.
Большая часть техники тогда была отдана в ведение различых ГУДП. Куда сейчас город будет отдавать эту технику, остается неясным.
Управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков уверен, что переход к системе аукциона вряд ли изменит ситуацию на рынке и позволит сделать его более прозрачным. "Вопрос скорее не в форме, а в содержании. Если процедура будет открытая и понятная, то аукцион и конкурс будут в равной степени привлекать наилучшего подрядчика. Проблема в том, что зачастую, когда речь идет о бюджетном финансировании, все упирается в непрозрачность и предвзятость в проведении самих процедур", — считает юрист. По словам Носкова, в идеале аукцион более удобен, потому что позволяет опираться, в первую очередь, на предложенную цену, а не на сопутствующие обстоятельства. "В конкурсах много дополнительных требований: нужно указать, как давно компания работает  на рынке, какие сотрудники у нее есть, какой у них стаж и опыт. Для участия в аукционе же достаточно цены, которая была бы меньше, чем у соперников, и банковской гарантии на исполнение работ", — объяснил он.
На данный момент в городе за состоянием дорог следят восемь компаний: в Выборгском и Приморском районах это делает ОАО "Коломяжское", в Калининском – ОАО "Гражданское", Кировском и Красносельском – ГУДП "Путь", в Колпинском и Пушкинском – ОАО "Автодор СПб", в Красногвардейском и правой части Невского – ОАО "Автопарк № 7 Спецтранс". Больше всего зона обслуживания у ГУДП "Центр": в зону его ответственности входят 6,5 районов: Адмиралтейский, Московский, Центральный, Петроградский, Фрунзенский, Василеостровский и левая часть Невского. Курортный и Петрозаводский районы обслуживаются одноименными ГУДП.