Онлайн-конференция губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко

Автор фото: Валентин Беликов

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко провел онлайн пресс-конференцию. Он ответил на вопросы журналистов и читателей нашей газеты.

Как Вам в целом работается вам с Законодательным собранием региона?
— Очень хорошо. На самом деле. Мы работаем хорошо, потому что выбрали эффективную форму взаимодействия. Я, например, по целому ряду вопросов хожу на заседание фракций - ЛДПР, КПРФ, а не только на "Единую Россию". К эсерам только перестал ходить, потому что бесполезно. Когда нет прессы и телекамер, они абсолютно логично рассуждают, говорят, что все понятно. Как только включатся видеокамера, у них сразу другое отношение к вопросу. Был момент, когда я просто не узнавал людей. За сутки до этого мы пришли к единому мнению, и тут они встают и высказывают совсем другую точку зрения. Для меня это удивительно. Я по жизни очень открытый и честный человек, стараюсь всегда сказать то, что думаю. Я достаточно честен, но, боясь сказать неправду, я иногда лучше промолчу. Хотел бы, чтобы все люди так делали.
Как строятся отношения с бизнесом в Ленобласти?
С большинством бизнесменов мы находим общий язык. У нас есть институты, которые работают. Это и инвестиционный совет, и градсовет, и совет по малому и среднему бизнесу. Мы хорошо работаем с Союзом промышленников и предпринимателей, с Союзом строителей и так далее. Стараемся "снимать показатели" отношения бизнеса к нам.
В большинстве ситуаций мы находим общий язык. Я исхожу из того, что если правила едины и понятны, они будут работать. На административном ресурсе всего не решишь. Тем более сегодня, когда есть суды, когда можно заручиться поддержкой общества, политической поддержкой.
Но сложности, конечно, всегда есть. Пример — хорошо вам знакомая компания NCC, о которой "Деловой Петербург" тоже писал. Мы с ними вели переговоры, вроде нашли компромисс. Но они после этого решили идти в суды. Это их право. Две инстанции они проиграли.
Надо сказать, что даже наши компании "со связями" не действовали так, как действовали они. У меня были совещания даже с участием высших дипломатических лиц Швеции. Своему государству они эту историю рассказывали необъективно. Я спрашивал — вы бы у себя в Стокгольме такое разрешили? Строить 27-этажное здание с нарушениями, без парковки, без соцобъектов, без подъездов к дому. Конечно, не разрешили бы. Мы знаем, какие жесткие градостроительные нормы в Европе.
Но в большинстве ситуаций, повторюсь, нам удается найти общий язык.
Понятно, почему все петербургские строители ринулись в Ленобласть у них ничего в городе не получается, но зачем вам эти огромные проекты, если это все равно превращается в спальные гетто? Вы получаете нагрузку, но налоги платят в Петербурге.
— Вы не совсем правы. Вы судите по той статистике, которая сложилась на сегодняшний день пока не в пользу Ленобласти: 65 тысяч петербуржцев работают в Ленобласти и порядка 180 тысяч жителей Ленобласти работают в Петербурге.
Однако и промзона Горелово, и промзона Кирпичный завод, и промзона в поселке им.Морозова, и те промзоны, которые мы будем развивать в Янино, за Мурино и Девяткино — все они потребуют рабочей силы. Например, завод "Антолин" — там на 90% работают жители Петербурга.
Мы понимаем, что мы привлекательны, и часть людей из Петербурга переезжает к нам как в спальный район. Надо обеспечить им работу. И потом это в любом случае развитие бизнеса. У нас схожая ситуация с Московской областью, мы зеркальны. В Московской области сейчас активно строится жилье. Но только 10% материалов производится в Московской области. А у нас любой квадратный метр жилья тянет экономику Ленобласти, потому что работают наши кирпичные заводы, работают наши карьеры, наши заводы по санфаянсу, по утеплительным материалам и так далее.
Давайте примем решение, говорят горячие головы, остановим на 3 года строительство, заморозим стройку. А что будет с нашим строительным бизнесом, который на это ориентирован? Если мы бы не мы, ЖБИ и карьеры встали. Куда им девать свою продукцию?
А теперь давайте процитируем классика, процитируем президента Российской Федерации. Каждый субъект должен производить не менее одного метра квадратного жилья в год на одного жителя, для того чтобы развиваться. Это мировая практика. Так вот мы даже в этом году не произведем такие объемы, хотя у нас рост предполагается на уровне 35%. Мы уже построили 1,2 млн м2 жилья в прошлом году, а в 2013 выйдем на 1,4 млн м2.
Пока нас пугает только одно: мы должны добиться от строителей, чтобы они строили цивилизованно. Чтобы было так: смотришь с высоты птичьего полета на новые и старые районы и видишь, что у нас абсолютно правильный подход к размещению квартальной застройки.
Если строители хотят строить, то должны строить по тем правилам, которые мы предложили. Хотя для нас это тяжелые условия, потому что мы, в отличие от соседнего субъекта, предлагаем строителям выкупать у них соцобъекты.
Из всего строящегося жилья, сколько покупают петербуржцы? Вы даете работу строителям, но фактически получается, что вы просто забиваете дороги на выезде и на въезде в город.
— Вы рассуждаете как петербуржец и член правительства Петербурга, причем консервативный член правительства.
Конечно, не 70% петербуржцев, и даже не 50% покупают это жилье. Много жилья реализуется по различным программам, в том числе среди военнослужащих, а также по нашим социальным программам.
1800 квартир только в этом году были реализованы по различным социальным проектам.
Мы эти проблемы уже осветили, именно поэтому появился Координационный совет по транспортной политике, чтобы эти вопросы решать.
Ведь есть консервативный путь, по которому нужно запретить строительство, потому что у нас нет нормальных дорог и магистралей. И есть либеральный: он предполагает механизм, который позволяет привлекать федеральные ресурсы. Например, проекты создания метро — это 70-75% федеральных денег. На данный момент мы создали комитет по координации транспортных проблем, мы предложили скоростной трамвай, метро, начали подтягивать частных инвесторов.
Если мы решим ограничить стройку, то ограничим финансовыми мерами, но пока этого делать не будем. Мы не достигли критического потолка. Вот если будем строить 3 млн м2, это будет критический потолок.
Обсуждается вопрос о передаче полномочий с федерального уровня. Вы бы хотели, чтобы вам передали какие-нибудь полномочия, которых сейчас нет?
— Мы готовы взять безденежные полномочия, которые не требуют финансирования. Мы не столько хотим, чтобы нам передали часть федеральных полномочий — по большому счету, мы и так их выполняем, совместно. Вопрос в том, чтобы убрать ненужные прокладки между федеральными министерствами и нами. В какой-то момент федералы решили, что им нужны контрольные полномочия. Возник дубляж. На это в масштабах государства тратятся миллиарды.
А вот что нужно перераспределить, так это муниципальные полномочия. Я поддерживаю местное самоуправление, но оно должно быть эффективным. Чтобы у них было столько полномочий, сколько они могут исполнять. Нужно передать часть полномочий от поселений районам, а может быть, какие-то полномочия — и на уровень области.
Мы собираемся с муниципалами и обсуждаем: какие полномочия у вас должны быть? Это некоторые социальные вопросы, образование, коммунальные вопросы. А те вопросы, которые они в силу отсутствия специалистов и ресурсов не могут решить, у них надо забрать.
Хотелось бы узнать про эксплуатацию дорог. Расскажите подробнее про идею привлечь недропользователей к ремонту.
— Мы предложили карьерщикам три варианта. Первый, самый простой и дееспособный: взять тупиковые дороги (не только карьерщикам, но и лесозаготовителям), чтобы они их обслуживали. То есть, сдается дорога в аренду, условно, за один рубль, но надо содержать дорогу в нормативном состоянии.
Второй вариант мы предложили такой: подпишите обязательства, что мы будем четко соблюдать нагрузку на ось, а именно - 1 тонну на ось. На выходе из карьера мы на деньги бюджета устанавливаем видеонаблюдение в системе онлайн и каждая машинка четко взвешивается. И за перевес вы нам заплатите денежку - от 30 до 80 рублей за тонну.
Не хотите брать дорогу — поставили весы и соблюдайте вес. Все сразу задумались.
Вопрос от наших читателей. Планируется ли расширение дублера от Киевского шоссе до Дони?
— Дублера не планируется, планируется расширять Киевское шоссе. Обсуждали этот вопрос с правительством РФ и делали предварительный доклад администрации президента. В рамках проекта уже есть поручение президента Минтрансу рассмотреть сдвижение сроков по строительству шестиполосной дороги до виадука Гатчины и плавно уйти за виадук. Проект прошел экспертизу, но Минтранс отодвинул финансирование пока на 2017 год. Мы хотели бы подвинуть его к 2014 году, и есть возможность это сделать.
Еще один вопрос от читателей. Во Всеволожском районе проходит автомобильная дорога "А120", бывшая бетонка. Участок дороги от деревни Матокса и почти до деревни Борисова Грива (мимо озера Волоярви) находится в ужасном состоянии, как после бомбежки. Данная дорога связывает северный и южный части района, по ней можно уехать как в Выборгский, Приозерский, так и в Кировский районы области, но из-за отсутствия хорошей дороги приходится ездить через Санкт-Петербург и кольцевую дорогу, что сказывается на расстоянии и времени в пути и нахождения в пробках. Когда жители Всеволожского района и Ленинградской области смогут без проблем передвигаться по данной дороге без обходных путей через Санкт- Петербург и КАД?
— У нас достаточно приличное выделено финансирование на дороги. Мы проблемы Всеволожска решаем по мере тех самых больших катастроф, которые случались. Больше всего жалоб приходило на Колтушскую трассу. В итоге как могли, так и сделали. Хорошая дорога, единственная проблема сейчас в том, что она узкая. У нас есть проект расширения этой дороги, но мы, расширяя, упираемся в границы забора частного.
А-120 разбита, но не в такой степени, как была разбита Колтушская дорога. В этом году мы проводим конкурс в направлении Невской Дубровки, а на следующий год займемся этой дорогой.
Определилось ли месторасположение завода "Газпрома" по сжижению газа?
— Мне кажется, что оптимальное решение – Усть-Луга. Мы обсуждали это с председателем правления Алексеем Миллером. Я ему говорил, что можно отодвинуться в Вистино. Там подходящие глубины. Кроме того, там земля в собственности РФ, не будет никаких проблем, не надо ничего выкупать. В "Газпроме" обсуждают этот вопрос, решение пока не принято. Но они подтвердили нам, что завод будет, это точно.
Есть ли у вас план, как у Собянина, сложить полномочия и идти на прямые выборы?
— У меня такие мысли есть, но я расшифровывать их не буду. Я бы не хотел давать комментарии.
Почему вы приглашаете на позиции вице-губернаторов, прежде всего, выходцев из бизнеса, в отличие от вашего предшественника, который формировал команду в основном из глав районов?
— Мы зовем не только представителей бизнеса. Скажем, вице-губернатор по социальным вопросам Николай Емельянов из Кировского района, председатель комитета по ЖКХ Константин Полнов — тоже из муниципалов.
У меня есть свои принципы формирования команды. Все зависит от задачи. Когда был нужен глава комитета финансов, мы искали человека с опытом госслужбы и при этом никем здесь не ангажированного, с независимым взглядом.
Когда речь шла про вице-губернатора по строительству, были разные кандидатуры. Но я хотел, чтобы в этой сфере, работали динамичнее, и поэтому мы искали выходца из бизнеса. Им стал Георгий Богачев.
Изменилась ли ваша позиция по компаниям – производителям алкоголя?
— Нет. Мы не будем давать льготы и дотации этим производителям. Те регионы, которые сейчас это делают, в следующем году тоже, думаю, откажутся. Есть письмо Минфина — они будут эти суммы учитывать в межбюджетных трансфертах. То есть, таким регионам уменьшат финансирование на соответствующую сумму. Правительство РФ льготы производителям алкоголя не поддерживает.
Вы упомянули проект "Императорского кольца". Есть уверенность, что он будет реализован?
— Совместить ужа и ежа очень сложно. Концепция проекта непростая. Это и образовательный кластер, и инфраструктурный кластер, и еще и производственный кластер. Я, например, представляю "Императорское кольцо" так. Это создание на базе ПИЯФ и Университета ядерных исследований в Сосновном Бору, университета, где готовят специалистов. Создание единого научно-естественного кластера, плюс добавить сюда производство. Мы хотим развивать на основании ядерных материалов и фармкластер. Туда же воткнуть наш наноцентр, который мы уже начнем строить в следующем году в Гатчине.
Но как сюда прицепить Гатчинский дворец, Гатчинский парк, Ломоносовский дворец, пока не понимаю. Для меня это представляется сложным.
Я все-таки считаю, что надо разделить на составляющие "Императорское кольцо". Например, Курчатовский центр должен реализовывать науку, производство и образование. А уже государство должно помочь создать биосферу, культурную сферу и инженерую сферу вокруг этого научного кластера. За счет госфинансирования я бы решил вопрос подъездов, дорог, реставрации культурных ценностей в Петергофе. Это важно, чтобы студенты по обмену и профессура видели не только научный потенциал, но и культурный.
Я вижу такой вариант: например, создать фонд или иное юридическое лицо, в рамках него избрать какой-то управляющий орган, который бы координировал по работу.
Вопрос от читателей:
Трасса Р-41 между Оредежем и Любанью находится в ужасном состоянии. Планируется ли ее комплексный ремонт?
— Я сейчас не буду отвечать на конкретные вопросы, чтобы не обманывать читателей. Стоит обратиться в профильный комитет, ведь у нас очень приличные объемы финансирования Дорожного фонда. Но решение о выделении денег на тот или иной ремонт принимается исходя из состояния трассы и ее социальной значимости.
На 2014 год под Дорожный фонд мы оставили ровно 7 млрд рублей. Я сказал: работайте творчески, есть и иные источники финансирования, например, развитие дорожного сервиса. Жировать мы не можем, потому что бюджет дефицитный. Но в этом году будет недоосвоение на 2 млрд, которые перейдут на будущий год, так что это будет те же 9 млрд.
Когда я только пришел руководить регионом, некоторые участки дорог были в очень плохом состоянии. Больше всего жалоб было на Колтушскую трассу, сейчас мы ее отремонтировали. Единственный минус остался — она очень узкая. Сейчас мы в стадии обсуждения находятся два варианта объезда Колтушей.
Вопрос от наших читателей. Как вы относитесь к православию во власти?
— Все, что связано с верой - православием (я православный человек), католичеством, лютеранством и так далее — личное дело каждого. Я православный человек, повторюсь, но не считаю, что это правильно - говорить про православие во власти. Для меня тема духовности — личная и эмоциональная. Мои отношения с православной церковью находятся абсолютно вне рамок моей работы.
Еще один вопрос от читателей. Вопрос про ваших детей, расскажите о них поподробнее?
— Моя старшая дочь живет в Москве, работает во Внешэкономбанке на достаточно хорошей позиции. Причем я не помогал ей, начинала она с простой позиции.
Она замужем, зять у меня француз. Они познакомились в Петербурге, какое-то время жили во Франции, дочь получала там образование. Но они же дети мира, оба говорят на трех языках — французском, русском и английском. Потом они все-таки выбрали Москву, живут там сейчас. Зять работает в Росбанке.
Младшая дочь учится в школе, не на "отлично", а на "хорошо", но учится достаточно легко.
Еще один личный вопрос от наших читателей. Где вы храните свои деньги и сколько их?
— Я храню сбережения в банке "Санкт-Петербург", у меня там есть депозитный счет. Он указан в моей декларации, я получаю проценты по этому счету. Боюсь сейчас ошибиться в сумме, но там около 5-6 млн рублей. Сумма небольшая, задекларирована.
Вообще, у меня отношение к имуществу и его декларации очень правильное. Я начал декларировать имущество собственной инициативе еще лет 10 назад. Я не хочу, чтобы кто-то задавал вопрос откуда и у кого что появляется.
На какой стадии находится ваша инициатива об отмене льготы по налогу на прибыль для консолидированных групп налогоплательщиков?
— Я уже снимаю свою позицию по поводу этого законопроекта. Когда я ее высказывал, по налогу на прибыль был недобор. А вот сейчас мы уже выходим на график платежей прошлого года. Поэтому пока не будем отменять эту льготу.
Будете ли перезаключать договоры с трейдерами по новому закону, который недавно приняло Заксобрание и который подразумевает сокращение льгот для них?
— Мы должны быть последовательны, и от смены губернатора работа не должна ухудшаться. С теми, с кем соглашения уже подписаны, мы будем обязательства выполнять. Сейчас у нас два таких трейдера — это ОРИМИ ТРЭЙД и Nokyan Tyres. Соглашения с новыми трейдерами будем заключать уже по новому закону.
Что на фронте объединения Ленобласти и Петербурга?
— Пока не происходит ничего. Более того, ситуацию никто не педалирует — ни я, ни Георгий Сергеевич. Все абсолютно спокойны.
Практика показывает, что в объединении регионов много как положительных моментов, так и отрицательных. Я не знаю, кто бы принял однозначное решение по этому поводу.
По некоторым опросам социологов и агентств, более 50% населения выступает за объединение. Люди в Петербурге думают, что у них решится вопрос дачного отдыха, жители области думают, что у них будет такой же тариф на отопление. Они имеют право высказываться, но мы как практики считаем, что такие высказывания носят эмоциональный характер.
Добавлю, что меня это никогда не пугало, если эксперты и население будут за, я первый встану и скажу, что да...
Но сначала стоит составить заключения экспертов, потом эти заключения должно оценить правительство, и только потом вопрос можно выносить на референдум.
Остальные вопросы читателей, присланные на сайт dp.ru, переданы в пресс-службу губернатора, ответы на них будут опубликованы.