В Смольном обсудили сохранение исторического центра

Автор фото: Валентина Свистунова

В Смольном начали обсуждать сохранение исторического центра. Стоимость госпрограммы может вырасти за счет включения транспортного обхода центра, в который вложится Москва. А у нерадивых собственников нежилой недвижимости могут начать изымать здания.

Совет по сохранению центра в среду впервые собрался в Смольном. Создан он специально под программу сохранения центра, первый этап которой рассчитан на 2013-2015 гг и затрагивает две территории общей площадью около 120 га – вокруг Конюшенной площади и в Коломне вокруг Новой Голландии.
Для реализации программы нужно внести изменения в федеральное законодательство, и как раз на подготовку федерального закона, который определит механизмы реализации программы, должны повлиять мнения экспертов совета.
Вошли в совет губернатор, вице-губернаторы и представители общественности и эксперты по градостроительству и архитектуре: например, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Русского музея Владимир Гусев, архитектор Никита Явейн и депутат Алексей Ковалев. Всего было приглашено почти 40 человек, 19 из которых - чиновники и госслужащие. Бизнес представляли «Плаза Лотос Групп» братьев Зингаревич и «Новая Голландия Девелопмент» Романа Абрамовича, которые реализуют крупные инвестпроекты на территориях, вошедших в программу сохранения центра.
В конце 2012 года была утверждена программа сохранения центра, предусматривающая финансирование в объеме 69 млрд рублей из городского бюджета. Смольный надеется на помощь частных инвесторов и федерального бюджета в реализации программы. По предварительным договоренностям Москва профинансирует 30% от суммы инвестиций городского бюджета и частных инвесторов. Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов заявил, что объем программы может быть увеличен за счет включения в нее транспортного обхода центра (трасса пройдет, в частности, по набережным Обводного канала). Этот вопрос обсуждался с Министерством транспорта России, уточнил он.
В самом начале заседания губернатор Петербурга, он же председатель совета, Георгий Полтавченко уточнил, что при реализации программы без сносов, которых опасаются многие градозащитники, не обойтись. «Я считаю комплексный подход главным достоинством реализуемой программы, по-другому – отдельно фасады, отдельно трубы, отдельно коммуналки — мы уже пробовали, и ничего не получилось. Те, кто сегодня предлагает вообще ничего не сносить, даже дома на третьей и четвертой линии, не имеющие никакой исторической ценности, фактически предлагают центру города и дальше жить в коммуналках, без парковок и без современных общественных пространств. А задачи сохранения и развития разделять нельзя», — настаивает губернатор.
Анатолий Котов рассказал, что для того, чтобы познакомиться с зарубежным опытом сохранения исторического наследия, планируется поездка специалистов в Гамбург, Дрезден и Прагу. Если чешская столица вопросов не вызывает, то выбор для исследования двух немецких городов кажется странным. «Нечего нам делать ни в Гамбурге, ни в Дрездене, эти два германских города были, к сожалению, уничтожены авиацией во время Второй мировой войны, и их застройка почти вся новая. Нам надо изучать те города, которые подобно Петербургу сохранили свою историческую застройку, например, Прагу. Исторический центр Праги на 80% состоит из исторических зданий», — констатировал Александр Марголис, председатель петербургского отделения «Всероссийского общества охраны памятников».
Как губернатор, так и его подчиненные в течение всего заседания настаивали, что насильно выселять из квартир в центре никого не будут. По программе планируется создание маневренного фонда, в который на время будут переселять жителей домов, в которых будет проводиться капитальный ремонт. Летом в интернете стал доступен вариант проекта федерального закона, по которому, если площадь квартир после реконструкции увеличится, жителям придется докупать новые «метры» по рыночной стоимости. Также в этом варианте проекта жители фактически должны были осуществлять снос домов, если они признаются аварийными, за свой счет. Проект вызвал немало споров, и в Смольном поспешили откреститься от него, назвав рабочими заготовками. А депутат Борис Вишневский подготовил свой вариант закона. «Это была только рыба, которую только предстоит обсуждать, это законопроектом назвать никак нельзя», — уточнила глава КУГИ Мария Смирнова.
Она также отметила, что в рамках законопроекта выступает за то, чтобы добавить норму, по которой город получит возможность изымать нежилые помещения у нерадивых собственников. «Согласно народной инвентаризации большинство нежилых домов, которые находятся в удручающем состоянии, принадлежат частным собственникам. Мы на это никак повлиять сейчас не можем», – посетовала она, не пояснив механизм изъятия зданий.
Сам закон планируется подготовить в течение трех месяцев, однако пока не ясно, кто будет вносить его на рассмотрение – правительство или же Законодательное собрание.
Программа рассчитана на шесть лет, но непосредственно реконструкция центра начнется не раньше 2015 года. Пока же идет подготовительный этап. К концу 2013 года закончится инструментальное обследование зданий, которое покажет сколько из них нужно отремонтировать и реконструировать. До 15 ноября будет объявлен конкурс на историко-культурную экспертизу территорий. Также в этом году может быть принят проект планировки первого участка для маневренного фонда - на Бумажной улице.
Никаких окончательных решений совет не принял, это в его компетенцию не входит. Но польза от заседания, похоже, все же была, члены совета хотя бы познакомились. Так, председатель одного из комитетов Петербурга войдя в Лепной зал Смольного остановился на секунду и спросил помощницу:
- Лен, а Рыбин это же заместитель?
- Нет, он, как и вы, - заступилась девушка за председателя КГА Олега Рыбина.
В ходе же самого заседания Георгий Полтавченко перепутал было Александра Марголиса с заместителем директора НИИ Спецпроектреставрация Михаилом Мильчиком. «А еще я ваш зам в совете по культурному наследию, - напомнил градоначальнику последний.