"Деловой Петербург". Портовые грузы встают на рельсы

Автор фото: Свистунова Валентина

Петербургские логистические компании энергично запускают регулярные контейнерные поезда из Усть–Луги. По оценкам экспертов, это приведет к оттоку грузов из петербургского порта в областную гавань.

На минувшей неделе транспортно–логистическая группа "Вента" запустила в тестовом режиме регулярный контейнерный поезд из Усть–Луги в Москву. Состав из 61 платформы, вмещающий 139 TEU (20–футовых контейнеров), будет отправляться каждую субботу с Усть–Лужского контейнерного терминала (УЛКТ), принадлежащего Национальной контейнерной компании (НКК), в столичный контейнерный терминал ОАО "Мосагронаучприбор", расположенный в 45 км от МКАД. По словам Сергея Прошина, заместителя генерального директора группы "Вента", благодаря договоренностям с РЖД об организации регулярного движения товар будет доставляться на склад в Москву за 39 часов. На данный момент для грузовых железнодорожных перевозок это рекорд по времени, так как обычно грузовые вагоны по пути следования в пункт назначения неоднократно перецепляются от одного состава к другому, что увеличивает время в пути, в результате до Москвы груз может идти 2–3 суток. А грузовик довозит контейнер за 16 – 20 часов. Однако в данном случае, по словам Сергея Прошина, железнодорожные перевозки будут дешевле автомобильных как минимум на 300 евро с контейнера. "Цена окончательно еще не определена", — отметил эксперт.

Поезд или грузовик

Пока же, как заявили в НКК, в направлении столицы РФ преобладают перевозки автотранспортом. При этом в компании полагают, что вскоре ситуация изменится за счет развития регулярного железнодорожного сообщения.
Так, в начале сентября ООО "ПортЭкспресс", входящее в группу компаний "Силмар", запустило контейнерные поезда до станции Москва–Товарная Октябрьской железной дороги (ОЖД).
Примерно в то же время петербургская транспортно–логистическая компания, ООО "Модуль", запустила регулярный контейнерный поезд (емкостью 108 TEU), который везет с УЛКТ контейнеры с автокомпонентами на завод General Motors в Нижнем Новгороде. Ранее замначальника ОЖД Кристина Малерян заявляла dp.ru, что в следующем году ОЖД планирует запустить регулярный поезд для доставки из Усть–Луги автокомпонентов на сборочные производства в Калуге.
Участники рынка единогласно, но не публично отмечают, что самое сложное в организации железнодорожных перевозок — это преодолеть бюрократические препоны внутри возглавляемого Владимиром Якуниным ОАО "РЖД" и добиться от госмонополии, чтобы поезд шел четко по расписанию.
"Чтобы загнать платформу в порт, нужно за 10 дней все согласовать с железнодорожниками, оформить заявку, все оплатить. Автомобилем можно вывезти контейнер из порта в течение суток, а оплатить услугу — когда товар будет доставлен до места назначения", — перечисляет преимущества грузовика один из участников рынка.

Грузы идут в Усть–Лугу

По мнению Льва Маркова, заместителя генерального директора ООО "Модуль", запуск контейнерных поездов приведет к перетоку грузов из петербургского порта в Усть–Лугу. Так, "Модуль" впервые в октябре наладил обратный экспортный поток — возвращает в Усть–Лугу не пустые контейнеры, а заполненные газетной бумагой ОАО "Волга". Ранее продукция этого комбината экспортировалась через петербургский порт.
В Усть–Луге, как отмечают участники внешнеэкономической деятельности, условия лучше, чем в Петербурге: таможенное оформление быстрее, контейнер можно хранить бесплатно в течение 10 – 15 дней.
А в петербургском порту срок хранения без оплаты не превышает 5 дней, а на 6–й день выставляется счет за все время пребывания контейнера на складе.
Создание мультимодального узла в порту — это очевидная идея. Странно, например, что UCL Holding, владеющий терминалом в петербургском порту и выкупивший у РЖД Первую грузовую компанию, не создает ничего подобного. Конечно, очень хорошо, что частные компании организуют контейнерные поезда, очень вероятно, что все они будут востребованы. Особенной в зимний период, когда плохая уборка дорог нарушает ритмичное движение грузового транспорта. Но меня в этой истории больше всего интересует позиция РЖД. Ведь нужно понимать, что, по сути, судьба поезда зависит от воли железнодорожной монополии. Завтра она передумает, заберет себе линию и будет сама возить грузы. Я похожую историю уже пережил.
Руслан Кисс
ЗАО "Русский Логистический Провайдер"