"Деловой Петербург". Непереносимая идея

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Инициатива Минкомсвязи по сохранению номера при смене оператора фиксированной связи может сыграть против "Ростелекома", - несмотря на отток абонентов  из фиксированных сетей в мобильные, этот оператор пока по-прежнему остается монополистом.

На прошлой неделе стало известно, что Минкомсвязи собирается распространить принцип MNP (сохранение номера при смене оператора) на фиксированные сети, и это уже обозначено в документах к заседанию правительства. Планируется внедрить MNP на сетях фиксированной связи в пределах одного субъекта, а потом обеспечить возможность переноса номеров между мобильными и фиксированными сетями. До сих пор Минкомсвязи настаивало только на переносимости мобильных номеров: эта возможность должна появиться уже 1 декабря 2013 года.
В ведомстве поясняют, что MNP на фиксированных сетях — это следующий возможный этап, но оговаривают, что для этого нужна 100%–ная цифровизация сетей, а пока она не выше 60%.

За или против

Каждая новая инициатива Минкомсвязи рассматривается на рынке в первую очередь с позиции, выгодно ли это "Ростелекому". Ведь, несмотря на отток абонентов из фиксированных сетей в мобильные, "Ростелеком" по–прежнему остается монополистом. Именно с точки зрения влияния на "Ростелеком" участники и эксперты рынка рассматривают планы Минкомсвязи.
Мнения принципиально разделились. Одни считают, что это неожиданная госинициатива, которая идет в пику государственному же "Ростелекому". Другие уверены, что монополист не пострадает. В первую очередь речь идет о том, как поведут себя высокодоходные корпоративные абоненты и особенно госзаказчики.
"Мне внедрение MNP на фиксированных сетях даст преимущество, — говорит гендиректор оператора "Комфортел", инициатор создания Объединения альтернативных операторов связи Дмитрий Петров. — Абоненты будут уходить от "Ростелекома", потому что у него негибкая ценовая политика. "Ростелеком" потерял бы и ряд госзаказов. Сейчас конкурировать с ним мешает то, что госорганы указывают обязательным пунктом в конкурсной документации условие сохранения номеров".
По словам Дмитрия Петрова , "Ростелекому" выгодна ситуация, когда переносимость вводится только на мобильных сетях. Ведь в ряде регионов, в том числе в Петербурге, "Ростелеком" только выходит на сотовый рынок. А на рынке фиксированной связи он старожил, здесь MNP ему только во вред, рассуждает глава "Комфортела".
Зато глава агентства " Рустелеком " Юрий Брюквин считает, что MNP не повредит "Ростелекому". "MNP не угрожает "Ростелекому", скорее наоборот. Учитывая цены, если отток и будет, то в его пользу, — говорит Юрий Брюквин. — Что касается переноса номера с фиксированных сетей на мобильные, то, пока сохраняется иерархия сетей, услуга может быть реализована только как переадресация, а значит, пользователю все равно придется оплачивать фиксированную линию".

Восторг и недоумение

Спектр мнений относительно тотального MNP до крайности широк. В "МегаФоне" отзываются почти восторженно. Там ссылаются на положительный опыт Великобритании, Дании и США. В "ВымпелКоме" высказываются осторожно. Там напоминают, что у ведомства есть более актуальная задача — представить в завершенном виде нормативно–правовые акты, необходимые для MNP на мобильных сетях.
Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков и вовсе считает идею Минкомсвязи бессмысленной. "Процесс внедрения MNP будет долгим, потребует много денег. А к тому времени, когда он закончится, будут уже построены сотовые сети LTE, и голосовая связь пойдет по IP (звонки через Интернет. — Ред.)", — рассуждает Денис Кусков.
В самом "Ростелекоме" говорят, что услуга вряд ли будет пользоваться спросом, но при этом для ее внедрения потребуется большая подготовительная работа.
Сейчас "Ростелеком" — лидер петербургского рынка фиксированной телефонии как в частном, так и в корпоративном сегменте. Но среди физических лиц его позиции гораздо прочнее, здесь конкурентов у него почти нет. Объем рынка фиксированной телефонии b2c в Петербурге составил 5,4 млрд рублей за 2012 год, объем рынка b2b — 3,9 млрд рублей за тот же период. Однако первый сегмент сокращается, а второй — медленно растет, отмечают в IKS–Consulting.
Внедрение принципа переносимости номеров на фиксированных сетях — это плюс для альтернативных операторов, но не большой. Им будет чуть легче привлекать абонентов. Проблема с номерами стояла 5 – 6 лет назад, когда многие операторы не умели работать с переадресацией, а кто умел, тот делал это очень дорого. Некоторые просили тогда 6 – 10 тыс. рублей в месяц с корпоративного клиента за переадресацию одного номера телефона. Что касается госорганов, то они указывают в конкурсной документации необходимость сохранения номеров, потому что не хотят менять оператора. И придумают что–нибудь еще, чтобы выиграла нужная компания.
Андрей Гук
генеральный директор оператора "Обит"