"Деловой Петербург". Закрытый перелом

Автор фото: Яндолин Роман

В Смольном тихо стартовала реформа имущественного блока. Готовится слияние КУГИ и комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Лишенные информации участники рынка в панике — это оборвет последние связи местного бизнеса и власти.

Слияние КУГИ и комитета по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ), которое готовится в аппарате вице–губернатора Михаила Мокрецова, не только разрушит старую систему управления имуществом в Петербурге, которая формировалась 20 лет, но и оборвет последние связи местного бизнеса и власти. Зато на их месте могут появиться новые.

Сетка для нового комитета

Источники dp.ru сообщили, что объединение КУГИ и КЗРиЗ по аналогии со структурой в мэрии Москвы, которое, не привлекая лишнего внимания, готовят подчиненные вице–губернатора Михаила Мокрецова, приносит первые плоды. "До конца октября будет готово штатное расписание объединенного комитета. А положение о новой структуре и ее бюджет будут приняты в следующем году", — сообщил один из источников dp.ru.
В проекте городского бюджета на 2014 год КУГИ выделяют 27,8 млрд рублей, а КЗРиЗ — 435,8 млн рублей. В комитете финансов пояснили, что пока заявок на объединение финансирования к ним не поступало. Но в комитете не исключают, что реформу учтут при подготовке поправок ко второму чтению бюджета в ноябре текущего года.
Сам вице–губернатор Мокрецов предпочитает не комментировать ход подготовки к реформе. Начиная с августа dp.ru неоднократно обращался в аппарат вице–губернатора с просьбой разъяснить будущую схему работы имущественного блока представителям бизнес–сообщества, но не получил ответа.
По наблюдениям dp.ru, Михаил Мокрецов — один из самых закрытых членов городского правительства. Он уже полгода у руля имущественного блока, но практически не появляется на публичных мероприятиях.
Представители бизнеса жалуются, что добиться личной встречи с ним — задача невыполнимая. Поскольку главы реформируемых комитетов также избегают общения, бизнесмены находятся в информационном вакууме. Глава КУГИ Мария Смирнова сейчас в отпуске. Глава КЗРиЗ Валерий Калугин на запрос dp.ru не ответил. А пресс–секретарь губернатора Андрей Кибитов заявил dp.ru, что никаких решений и документов по этому поводу нет.
Но источники dp.ru утверждают, что градоначальник о планах вице–губернатора осведомлен, хотя пока от этой истории дистанцируется.

Кадры решают все

Поскольку реформаторы хранят молчание, главный вопрос — зачем нужно объединение — остается без ответа. Судя по всему, главная цель Михаила Мокрецова — расставить на ключевые позиции в имущественном блоке лояльных себе людей. Кстати, по такой схеме недавно был реформирован строительный блок Смольного, где на пост главы строительного комитета назначили соратника вице–губернатора Марата Оганесяна по строительству Мариинки–2 Михаила Демиденко.
Объединенную структуру имущественного блока, по данным источников dp.ru, возглавит креатура Михаила Мокрецова Марина Янкина, которая в июле стала заместителем председателя КУГИ. Известно, что она хорошо знакома с вице–губернатором еще по работе в налоговой службе. Очевидно, что для человека из кадрового резерва президента РФ должность заместителя председателя КУГИ выглядит как место с прицелом на дальнейшее повышение. В качестве ее зама со стороны КЗРиЗ источники dp.ru называют нынешнего замглавы комитета Геннадия Лебедева, который работает в Смольном с 1991 года. Получить их комментарии вчера не удалось.

Ломать — не строить

Систему управления имуществом в Петербурге формировали 20 лет. Губернаторы менялись, но ни один из них не решился ломать устоявшийся порядок.
Чиновники, которые в разное время вносили вклад в становление этой системы, указывают на возможные негативные последствия реформы.
Так, замминистра обороны РФ Дмитрий Куракин, который проработал в КУГИ 8 лет и ушел оттуда в 2012 году с поста руководителя комитета, заявил dp.ru, что, работая последние 1,5 года в правительстве Московской области и Минобороны РФ, убедился, что сложившаяся в Петербурге система — феномен для России.
"Лучше петербургской системы управления городским имуществом нет нигде. Росреестр — ее бледная копия. Так что, поднимая вопрос о реформировании, надо понимать, зачем это делать. И сам процесс должен быть тщательно просчитан. Сломать механизм легко. Но повысится ли в результате его качество?" — предупреждает он.
Бывший вице–губернатор Петербурга, а ныне гендиректор Московской объединенной энергетической компании Андрей Лихачев также не уверен, что объединение необходимо. "Долгое время комитеты существовали отдельно. И чиновники гордились своей принадлежностью именно к своему комитету. Но возможно, времена изменились", — говорит он. В неофициальной беседе один из представителей команды Валентины Матвиенко выразился еще резче: "Временщики Смольного развалят все и уйдут. А город с чем останется?"

Что–то дальше будет

Участники рынка настороженно ждут развития событий.
"Старт реформы без огласки новой концепции управления городским имуществом по меньшей мере нелогичен. Надо же понимать, ради чего ломают старую структуру", — говорит представитель одного из крупных застройщиков.
"Мы надеемся, что радикальные изменения в структуре управления городской недвижимостью не произойдут без учета мнения профессионального сообщества", — добавляет президент–элект Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Степаненко.
По словам координатора Лиги арендаторов госимущества Яны Боровицкой, позитив от объединения комитетов не очевиден: "Чиновников, возможно, станет меньше, но, пока новая структура заработает, сложившиеся коммуникации бизнеса и власти разрушатся, а деловые процессы затормозятся". Яна Боровицкая указывает на то, что реорганизация двух ключевых комитетов выльется в круглую сумму. "Сотрудникам нужно будет по закону выплатить по пять окладов при увольнении. Посильна ли для нынешнего бюджета эта ноша?" — сомневается она.
"Для бизнеса эта история точно добром не кончится. Любые перемены означают смену правил. А они и так у нас часто меняются. Стабильности нет. А ведь именно она — основа любого планирования. Хотя само государство — плохой собственник имущества. И все эти разговоры о "лучшей системе" отдают популизмом", — говорит юрист Денис Качкин.
Поскольку в основу объединения комитетов ляжет опыт Москвы, где рынок недвижимости более развит и активен, может, все даже к лучшему. Мы в своей работе часто сталкиваемся с тем, что КУГИ и КЗРиЗ не всегда работают слаженно, что затягивает процесс сделок и реализацию инвестпроектов. Может, после их объединения процесс пойдет быстрее. Все–таки одно окно лучше множества. Хуже будет, если люди поменяются, а системные проблемы останутся. Да на них еще наслоятся сложности переходного периода. Важно, чтобы правила для рынка оставались едиными и прозрачными.
Светлана Солодова
директор департамента ГК "ЛАИР"
Здравый смысл в идее объединения есть: при приватизации не обойтись без оценки земли, которая продается вместе с объектом. Два комитета и так работают в тесной связке. КУГИ как бы является заказчиком КЗРиЗ. А при правильной организации система сможет уменьшить число задействованных чиновников, и решения будут приниматься быстрее. Это доказывает опыт Ульяновска и Нижнего Новгорода, о котором я знаю. Система управления имуществом в России унифицирована, и объединение двух структур — давно назревший процесс.
Артем Аветисян
директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив
В Москве такая система работает. И очевидно, что плюс подобного объединения в том, что будет легче согласовывать вопросы, которые находятся в общей компетенции двух комитетов. А минус — потребуется время для их интеграции. И сколько будет длиться переходный период — не ясно. Кроме того, более крупной структурой труднее управлять. Но лично для меня эффективность работы определяет не структура комитета, а люди. Многое будет зависеть от нового руководства и от людей на местах.
Михаил Зельдин
президент ГК "Аверс"