"Деловой Петербург". От сухих портов к морским терминалам

Автор фото: Ваганов Антон

Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, какое РЖД придумало себе стратегическое развитие и что из этого получится.

Глава РЖД Владимир Якунин на минувшей неделе рассказал о стратегических планах развития подконтрольной ему госмонополии, которые наверняка заставили автоперевозчиков задуматься о своем будущем.
Итак, Владимир Якунин сообщил, что РЖД собираются построить по всей стране сеть мультимодальных терминально–логистических центров — так называемых сухих портов. Проще говоря, такой центр как минимум будет из себя представлять склад, где товар перегружается с одного вида транспорта на другой, например с поезда на автомобиль. Согласно планам РЖД, первые подобные центры могут появиться уже в следующем году на Горьковской железной дороге в Казани — на станции Свияжск, в Нижнем Новгороде — на станции Доскино.
Каждый такой центр будет соединен регулярными контейнерными поездами с морскими портами. А это позволит РЖД перетянуть на себя, по предположениям экспертов, весомую часть международного транзита, который обслуживается сейчас преимущественно автомобильным транспортом.
Сейчас РЖД никак не вписываются в международные перевозки, где пунктуальность — ключевой элемент бизнес–модели, а РЖД этим качеством похвастаться не могут. Наиболее типичная претензия грузоотправителей к железной дороге именно в том, что невозможно предсказать сроки доставки товара. Парадокс, но каждый раз один и тот же товар из пункта А в пункт Б будет идти разное время.
Причем едет товар по железной дороге медленнее, чем автотранспортом, главное преимущество которого во всем мире — не скорость, а мобильность. Рекорд средней скорости перевозки товара на современных железных дорогах РФ — 50 км/ч. Причем не повсеместно, а лишь на немногих участках дороги, в большинстве же случаев скорость заметно ниже. Для сравнения: грузовик везет товар заметно быстрее — в среднем 80 км/ч, и автоперевозчики готовы сегодня преодолевать до 5 тыс. км — это больше половины страны с запада на восток. Плюс автомобиль обходится дешевле. Вот и получается, что погрузка на железных дорогах хронически падает.
Впрочем, автоперевозчики понимают, что рано или поздно организация железнодорожных перевозок в РФ начнет меняться к лучшему, поэтому и говорят о мультимодальных центрах РЖД как об угрозе своему бизнесу. Стоит отметить, что пару лет назад РЖД заявляли о планах заняться стивидорной деятельностью — погрузкой и разгрузкой морских судов, что позволило бы им контролировать весь процесс движения товара от судна до получателя. Для этого предполагалось создать зависимое от РЖД общество, которое будет скупать морские терминалы, в том числе и те, которыми владеет государство. Правительство РФ воспротивилось такому намерению.
Теперь у госмонополии новая, более прогрессивная идея, в рамках которой к тому же она может вернуться и к замыслу консолидации портовых активов, от которого Владимир Якунин отказываться не собирается, полагая, что портовая деятельность гармонично дополняет железнодорожные перевозки и позволит РЖД контролировать значительную часть логистической цепи.