На российско-финской границе введут электронную очередь

Автор фото: Евгений Асмолов

Власти Финляндии решили ввести электронное бронирование мест в очереди на границе с Россией. Такой эксперимент пройдет на КПП Торфяновка. Так планируется улучшить условия пересечения границы. Автоперевозчики бьют тревогу: предварительная запись обернется многочасовыми простоями.  

С весны 2014 года на финско-российской границе будет введено электронное бронирование очереди. Такой эксперимент начнется с Торфяновки.
Как сообщили в региональном центре экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии, сейчас идет подготовка к проведению конкурса по поиску поставщика этой услуги.
Согласно задумке, желающие пересечь границу должны будут на сайте или по телефону получить талон, на подъезде к границе встать на спецстоянку и там дождаться своей очереди.  Для пересечения границы будет дана пара часов. На время проведения эксперимента услуга будет бесплатной. Планируется, что изначально бронировать места в очереди будет нужно при выезде из Финляндии в Россию. Те, кто не сделают этого заранее, смогут пересечь границу только после того, как освободится место на стоянке. Более подробно в Генконсульстве Финляндии об эксперименте рассказать не смогли. "Это еще новый проект, мы сами не знаем всех деталей", — посетовали там.
Не исключено, что новая процедура приведет к возникновению "серого" рынка талонов, что только усложнит перемещение людей. Однако, в Генконсульстве Финляндии подчеркнули, что это невозможно, потому что нововведение направлено на то, чтобы не усложнить, а, наоборот, упростить пересечение границы.
Финские чиновники активно борются за российских туристов. Доказательством этому служит строительство в районе Ваалимаа второго в стране казино, работа магазинов, нацеленных на отечественных туристов, в выходные и праздничные дни, постоянно расширяемое число пунктов пропуска через границу. Всего за 2012 год финскую границу пересекли 9,6 млн человек, из них 3,5 млн приходится на пропускной пункт в Торфяновке.
Сейчас по подобной системе электронной очереди работает российско-эстонская граница. Два года назад МИД Эстонии заявил, что жители Нарвы и Ивангорода слишком часто пересекают границу, из-за чего на пограничном пункте скапливается большое количество автомобилей. Согласно принятым ограничениям, автомобилисты, выезжающие из Эстонии, заранее бронируют место в очереди и приезжают туда за час, дожидаясь назначенного времени на спецстоянках. Такое бронирование стоит один евро, место на стоянке для водителей легковых автомобилей – 4,8 евро, для грузовиков — до 14,8 евро.  
Тем временем, автомобилисты не разделяют позитивных взглядов финского Генконсульства. Дело в том, что если этот эксперимент приживется, то спонтанные поездки россиян в Финляндию могут обернуться несколькими часами в пробке на границе.
Участники рынка автоперевозок также с большой долей скепсиса отнеслись к новости. По словам заместителя начальника представительства АСМАП Константина Шаршакова, финская сторона во введении электронной очереди не заинтересована, а ее лоббированием активно занимается сторона российская. "Это очередная кормушка афиллированных с пограничниками лиц. Создать преграды, чтобы наживаться на их преодолении. Одни только звонки оттуда обойдутся в 90 рублей за минуту. Посмотрите на Эстонию – там эта система никак не помогла улучшить проходимость границы. Наоборот, она охватила только около 30% из проходящего потока автомобилей", — уверен Шаршаков.
По его словам, если новый режим будет введен на таком популярном направлении, как финско-российская граница, то это несомненно приведет к транспортному коллапсу.
"А если машина задержалась? Если ее загрузили с задержкой, а талон взят на определенное время?", — негодует генеральный директор ООО "Совтрансавто" Вячеслав Лазарян. Он уверен, что для эффективной работы нужно просто увеличить число работающих окон на пограничном пункте, а не заставлять водителей часами стоять в очередях из-за опоздания на назначенное в талоне время. "Это определенно делается для чьей-то выгоды, иначе как еще объяснить, почему нам не дают нормально работать?", — уверен бизнесмен.