"Деловой Петербург". Круговорот москвичей в болоте

Автор фото: Свистунова Валентина

Управляющий партнер петербургского офиса хедхантинговой компании Ward Howell Борис Рохин - о том, что рынок топ-менеджмента Петербурга, скорее, провинциальный, и что на рынке активно работают московские компании

Российский рынок executive search созрел. С начала 1990–х он рос на 50% в год, а в 2012 году перестал. Как учит экономика, спрос сравнялся с предложением: в стране есть несколько сотен стабильных клиентов и пять–шесть именитых консалтинговых фирм — поставщиков высших руководителей. Но пишем "страна" — читаем "Москва". А у нас, в Петербурге?
"Знаю, чувство мое перезрело, а твое не успело расцвесть", как сказал провинциальный поэт Есенин примерно 100 лет назад. В провинциальности последние 20 лет (практически с момента своего появления) пребывает и рынок топ–менеджмента Петербурга. Пока московские компании росли в десятки раз, объединялись, выходили на биржи и мировые рынки, отторгали собственников от управления, петербургские акционеры наслаждались плодами своей "олигополии" — примерно как в Пскове или Омске.
"Московский бизнес не пускаем, друг с другом делим поляну" — примерно в такой парадигме жили и те, кто производит пельмени, и те, кто строит жилье и дороги. Proctеr&Gamble и Japan Tobacco International (тогда — RJR) перенесли штаб–квартиры из Петербурга в Москву в 1990–х годах, Балтийский банк, "О’Кей", "МегаФон", "Сибур", Heineken, Heinz, Х5 — в 2000–х. У большинства оставшихся не то что международных — даже российских амбиций нет. Нет, как правило, и соответствующего менеджмента.
Большинство дорогих иномарок, которые мы видим на дорогах Москвы, принадлежат сделавшим за эти годы звездные карьеры управленцам. В Петербурге — членам семей тех, кто удачно приватизировал большие и малые активы в 1990–е годы. Про "сервисный бизнес" в виде чиновничества здесь не говорю. Те, кто хотел профессионально развиваться, уехали в Москву: там карьерная и прочая тяга в 10 – 20 раз выше.
А кто же руководит строительством наших новых портов, аэропортов, нефтеналивных терминалов, вагоностроительных заводов — проектов, в которые инвестируется хотя бы более $100 млн? Москвичи! Или те, кто в свое время туда уехал. Кто заменяет постепенно возвращающихся в Москву руководителей "Газпром нефти"? Новые москвичи.
Причина банальна: нет бизнеса приличного уровня — нет и менеджеров нужной квалификации. А нет профессионального управления — нет и роста производительности труда.
И все бы ничего, жили же как–то и раньше, да вот только рост в большинстве отраслей прекратился. А это, как учат все те же экономисты, приводит к ужесточению конкуренции. И кто будет теперь обеспечивать конкурентоспособность спавших на лопате местных компаний? Правильно, москвичи!