"Деловой Петербург". Спад на конвейере

Автор фото: Яндолин Роман
На заводе Hyundai Motor Manufacturing Rus 15 августа 2013 года выпустили юбилейный полумиллионный автомобиль.

Промышленность Петербурга и Ленобласти показывает отрицательные результаты не только в рамках общероссийской тенденции, но и из–за маркетинговых просчетов местных предприятий. Почти все промышленники рассказали о снижении спроса на продукцию.

Промышленность Петербурга перестала расти, а предприятия Ленобласти за тот же период сократили производство почти на 7%, свидетельствуют данные "Петростата".
Почти все промышленники, опрошенные dp.ru, заявили о снижении спроса на их продукцию, исключение составили лишь предприятия оборонно–промышленного комплекса (ОПК). "Контракты заключены, авансы получены, работа идет", — говорят оборонщики в один голос.
Доля ОПК в валовом региональном продукте Петербурга (около 2,1 трлн рублей в год) не столь значима (около 5%), чтобы оборонка стала локомотивом всей экономики региона. Но все же именно эта отрасль в значительной мере удержала индекс промпроизводства Петербурга от падения.
Чего не скажешь о промышленности соседнего региона, сильно зависящего от строительного сектора Северной столицы. Так, из–за существенного сокращения объема строительных работ в Петербурге в Ленобласти упала добыча нерудных материалов: песка, щебня. За 8 месяцев 2013 года добыча полезных ископаемых области упала круче всех отраслей промышленности, почти на 27%.
Не лучшие времена переживают и производители стройматериалов. Смольный существенно ограничил жилищное строительство, крупных проектов не запускается, и почти все производители фиксируют снижение объемов.
Многие в последние годы наращивали свои мощности в расчете на такие крупные проекты, как Орловский тоннель, намыв и застройка 500 га в Сестрорецке, МФК "Набережная Европы" и другие. Городские власти отказались от их реализации, и мощности остаются незагруженными — у разных производителей стройматериалов на 20 – 60%, отмечают участники рынка.
Из–за падения спроса на автомобили сбавил обороты расположенный под Петербургом завод Ford. Впрочем, и у городских автопроизводителей темпы производства замедлились. Опрошенные dp.ru представители автоконцернов отказались раскрывать и комментировать свои производственные показатели за последние месяцы. Но в целом, по данным "Петростата", выпуск транспортных средств по городу и области с начала этого года снизился на 7%. Мощности автопрома в настоящий момент загружены лишь на 60%, констатируют специалисты "Автостата".

В тренде, но есть особенности

По словам управляющего активами финансовой компании AForex Сергея Ковжарова, индекс деловой активности за III квартал находится на уровне 49,3 балла — минимальное значение с IV квартала 2009 года, тогда было 49,2 балла, а это значит, что спрос на продукцию отечественных производителей снижается как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Иван Федяков , генеральный директор компании INFOLine, согласен, что Петербург и Ленинградская область находятся в общем тренде потери конкурентоспособности отечественного производства.
Однако есть, по мнению эксперта, и некоторые особенности местной экономики, например, в автомобилестроении налицо серьезные маркетинговые просчеты зарубежных компаний, пришедших на Северо–Запад, — они делали ставку на автомобили массового сегмента, спрос на которые в последние годы падает, а пользующиеся спросом автомобили премиум–класса в регионе не собирает почти никто.

Порочный круг

О сохранении негативного тренда в обозримом будущем может свидетельствовать сокращение инвестиций в основной капитал. Местные промышленники перестали модернизировать и расширять заводы и фабрики, то есть в перспективе не появятся новые рабочие места. Это уже привело, по словам представителей транспортного сектора, к снижению импорта машин и оборудования.
Осложняет ситуацию, по мнению промышленников, безудержный (на 15–30%) рост тарифов на электро– и теплоэнергию, газ, воду, железнодорожные перевозки. В следующем году правительство РФ обещает заморозить тарифы естественных монополий. Но они, в свою очередь, грозят сократить инвестпрограммы, что означает снижение спроса на промышленные товары, например, может сократиться выпуск продукции у петербургского ОАО "Ижорские заводы", поставляющие трубы "Газпрому".
Промышленники рискуют попасть в порочный круг сокращения оборотов и прибыли. "Взаимосвязь производства энергии с объемами ее потребления очевидна. Отрасль выработки энергии мгновенно реагирует на снижение производства по другим отраслям", — говорит директор филиала "Энергосбыт" ГУП "ТЭК" Станислав Лютиков. Только за 8 месяцев этого года обороты поставщиков электроэнергии, газа, воды по Петербургу и Ленобласти сократились в среднем почти на 10%.
В общем, у компаний, ориентированных на внутренний рынок, перспективы далеко не самые радужные, а немногочисленные экспортеры будут сдерживать падение промышленности.