"Деловой Петербург". Опасный импорт фруктов

Автор фото: Яндолин Роман
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Акция националистов "Русская Зачистка" на Сенном рынке закончилась задержанием как продавцов, так и участников акции.

Более 200 местных оптовых продавцов фруктов оказались на грани разорения из–за проблем мелкой розницы. Выживут те из них, кто наладит связи с торговыми сетями, которые предпочитают собственный импорт.

Поставщики фруктов из Бельгии, Индии, Испании и Голландии жалуются на то, что их петербургские партнеры перестали расплачиваться за поставленные фрукты.
По оценкам игроков, на рынке присутствуют более 200 небольших оптовиков, работающих с мелкой розницей. До недавнего времени владельцы фруктовых павильонов благодаря близости к потребителю и низким ценам успешно конкурировали с овощными отделами крупных торговых сетей. Но переход федеральных ретейлеров на собственный импорт привел к тому, что мелкорозничные торговцы больше не выдерживают конкуренции.
Эксперты склоняются к мнению, что как в розничном, так и в оптовом звене останутся только действительно крупные игроки.

Неоплаченные лимоны

"В Петербурге сотни поставщиков фруктов базируются на Софийской и Калининской овощебазах", — говорит генеральный директор агентства эффективных закупок "ЭксПро" Олег Солтанов (оказывает услуги в сфере закупок для крупных компаний). По его словам, эти базы, куда продукция попадает напрямую из петербургского порта, принимающего до 80% импортных фруктов, являются площадками, откуда ведется торговля на всю страну.
По данным Петербургской ассоциации малого бизнеса, до 80% оптовых продаж фруктов в Петербурге контролируют выходцы из Азербайджана. Их основные покупатели — частные предприниматели, владеющие фруктовыми павильонами. Но в соответствии с политикой города количество небольших павильонов, в том числе по продаже фруктов и овощей, сокращается. В итоге проблемы испытывают все участники логистической цепочки.
По данным зарубежных поставщиков, первые неплатежи со стороны петербургских оптовиков начались еще год назад, а с этого лета проблема приобрела системный характер. Например, поставщик фруктов из Бельгии "Фрубель экспорт" столкнулся с тем, что местное ООО не погашает задолженность в размере 9 тыс. евро. С этим же партнером не может найти взаимопонимания испанская фирма Hortosabor, которая поставила в Петербург лимонов на сумму почти 18 тыс. евро, но не дождалась оплаты. Около полугода Refresh Fruit BV (Нидерланды) ждет оплаты в 30 тыс. евро от другого оптовика.
Пострадал Namdhari's fresh из Индии — $255 тыс. не заплатил их петербургский партнер. Проблемы испытывают и другие поставщики. Отказ оплачивать выставленные счета российские партнеры мотивируют плохой конъюнктурой рынка.
Названия неплательщиков есть в распоряжении dp.ru, все они зарегистрированы на физлиц. Связаться с ними не удалось.

Плохой рынок

"Чаще всего недобросовестные партнеры отказываются платить, если им не удалось продать фрукты с большой маржой и тем более если товар вообще пришлось выбросить", — говорит гендиректор сети "Фруктовая лавка" Марина Станчиц.
Однако, судя по данным статистики, фрукты в России пользуются стабильным спросом. Так, потребление фруктов постоянного спроса — яблок, груш, бананов, цитрусовых, киви, винограда — за последние 5 лет росло на 4 – 7% в год в натуральном и на 7 – 9% в денежном выражении, приводит данные Олег Клепиков, генеральный директор компании inFOLIO Research Group.
Потребительский спрос подстегивают растущие доходы населения, а также мода на здоровый образ жизни. Кстати, фрукты постоянного спроса занимают наибольшую долю российского фруктового рынка в денежном выражении — 76%, или 142 млрд рублей.
"Конечно, мы можем просто перестать поставлять фрукты в Россию, но тогда нам придется закрыть компанию, потому что 100% продаж компании приходятся на этот рынок", — говорит представитель одной из компаний–импортеров.

И продавец, и импортер

Тем не менее проблемы с реализацией фруктов у небольших поставщиков действительно существуют, подтверждают участники рынка. В одном из крупнейших поставщиков овощей и фруктов ЗАО "Айсель" рассказали, что импортерам сейчас нелегко: во–первых, количество сетей, самостоятельно импортирующих товар, увеличилось. Во–вторых, те ретейлеры, которые все–таки готовы работать с дистрибьюторами, требуют очень низкую цену. А обеспечить такой уровень стоимости способны только крупные оптовики. Кроме федеральных Х5 Retail Group, ЗАО "Тандер" ("Магнит") и "Дикси" ввозом овощей и фруктов занялись и крупные региональные сети. В Петербурге, в частности, это "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея"): сейчас компания импортирует 30% фруктов и овощей, за год планирует удвоить объем. Планирует начать собственный импорт сеть "О’Кей". "Свои поставки позволяют сети сократить цепочку от производителя до потребителя, увеличить остаточный срок хранения продукции", — говорит Анастасия Орлова, директор по работе со СМИ ГК "Дикси".
"Не секрет, что поставщики, пытаясь выиграть тендер, отгружают самые дешевые фрукты, а это означает проблемы или с качеством, или со сроками хранения", — делится один из петербургских ретейлеров.
"Мелкие компании, которых развелось большое количество, не выдерживают и уходят с рынка", — говорит представитель крупнейшего импортера овощей и фруктов Akhmed Fruit Co ("Ахмед Фрут"). "Зато мы за счет ухода мелких компаний проблем со сбытом не испытываем", — не скрывают радости в "Айселе".
Исходя из того, что торговые сети охватывают около 80% розничного рынка, для работы небольшим поставщикам остаются только 20%. и эта доля сокращается, поскольку небольшие нишевые магазины тоже неохотно работают с компаниями "с овощебазы". "Мы сами напрямую импортируем весь ассортимент фруктов", — говорит Марина Станчиц из "Фруктовой лавки". По ее словам, для фруктового рынка характерен риск работы с недобросовестным партнером, единственный способ застраховаться от которого — не давать товар в долг, а поставлять его по предоплате.
Торговля фруктами — одна из немногих сфер, которые разрешены для малых предпринимателей, поэтому малый бизнес так часто держит фруктовую розницу. Тем не менее городские власти постоянно пытаются упорядочить размещение торговых объектов, из–за чего все больше малых предприятий попадает под сокращение, независимо от торгового ассортимента. Выхода здесь нет, только банкротиться. В итоге люди просто уходят из малого бизнеса.
Алексей Третьяков
председатель Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
Проблема расчетов с поставщиками фруктов из Европы и других стран, к сожалению, присутствует. Многие компании живут тем, что набирают обороты с целью увеличения товарного кредита, а потом перестают платить, после чего фирма закрывается, открывается новая и все сначала. А что касается киосков и павильонов, мое мнение такое, что их давно надо было убрать и перевести всю торговлю на цивилизованную основу. В целом ничего плохого на рынке не происходит. Доля фруктов и овощей в общем объеме продаж за последний год в нашей сети выросла на 1,5%.
Олег Рыбаков
управляющий ООО "ТД "Интерторг" (сети "Народная 7я семья" и "Идея")