Конституционный суд: осужденных нельзя лишать права избираться в органы власти

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Конституционный суд считает, что осужденным за тяжкие преступления нужно разрешить избираться в органы власти. Запрет был введен для нейтрализации Ходорковского и Навального. Если Кремль поддержит КС, это будет значить, что концепция изменилась.

Бывшие осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах. Такое решение вынес в четверг Конституционный суд РФ. КС предписал Государственной думе установить четкие сроки действия этого ограничения, которые бы соотносились со сроками заключения.
Поправки в закон, запретившие выдвигать свою кандидатуру на выборах всем гражданам, когда-либо осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления (вне зависимости от снятия или неснятия судимости), вступили в силу прошлым летом. Впервые на основании этой нормы кандидатов не допускали к выборам в октябре 2012-го.
Группа граждан-заявителей опротестовала этот закон: по их мнению, эти нормы пожизненно лишают их пассивного избирательного права (прав быть избранным), и таким образом вопреки конституционному принципу они оказываются дважды наказанными за совершение одного преступления.
КС в своем решении отмечает, что, с одной стороны, нельзя пускать преступников во власть. Но закон следует сделать разумнее, предусмотрев, что право избираться будет ограничено лишь на определенное время. Навсегда это право нужно отбирать только у осужденных пожизненно. Следует учитывать, было ли наказание условными или реальным, а также "характер и степень общественной опасности преступления", добавляют судьи.
Запрет осужденным за тяжкие преступления избираться уже коснулся, например, Михаила Ходорковского, а в ближайшем будущем может также коснуться Алексея Навального и целого ряда других оппозиционных политиков.
Инициатор законопроекта единоросс Михаил Старшинов объяснял, что запрет для осужденных нужен, чтобы не пускать во власть убийц, насильников и педофилов. Педофилы, как известно, любимая страшилка действующей власти: чуть что – сразу начинается разговор, что это, мол, против педофилов, а потому правильно. Ничто не мешало так и написать: запретить баллотироваться осужденным за убийство, педофилию и изнасилование.
Но написано по-другому. А значит, суть не в педофилии, а в других тяжких статьях. Например, в мошенничестве и в других экономических статьях. Безупречная объективность российских судов, особенно в части экономических преступлений, общеизвестна. Почти 100%-ная доля обвинительных приговоров – не тупая штамповка прокурорских решений, как говорят злые языки, а наглядное доказательства высочайшего качества работы прокуратуры.
Практический аспект проблемы состоит в том, что попытка Михаила Ходорковского всерьез войти в политику в 2003-м году до сих пор снится Кремлю по ночам. Заключенный с 10-летним стажем – это для российских избирателей не отягчающее обстоятельство, а совсем наоборот. Это (срок и прежде всего – то, как он себя в эти годы вел) — именно то, что позволит ему стать публичным политиком, вопреки национальности и некогда имевшемуся богатству. Человек, пользующийся симпатией части элит и одновременно "выбороспособный" – кошмарное сочетание. Именно для нейтрализации Ходорковского закон и писали. Потом выяснили, что его можно применить и к Навальному и т.д.
Интересно, что в российском правительстве, по крайне мере в либеральной его части, тоже считают, что закон надо бы смягчить. Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский ранее заявлял, что нужно уточнить, за какие именно правонарушения лишать пассивного избирательного права и на какой именно срок. Правительственных либералов до сей поры никто не слушал – работали простыми, единороссовскими методами. Теперь, после заявлений КС, ситуация может и измениться.
Хотя Владимир Путин закон поддержал. Более того: некоторые единороссы, вроде Ильи Костунова, говорили, что бывшим осужденным надо также запрещать и работу на госдолжностях. До законопроекта на эту тему дело, впрочем, не дошло. А то эта логика могла бы черт знает до чего довести: запретить бывшим зэкам работать где бы то ни было (мало ли что), запретить им вообще выходить на свободу (как бы чего не вышло).
Казалось бы – а где же здравый смысл, не говоря уж о прощении? Ведь запрещать баллотироваться пожизненно – это все равно что заранее ставить крест на человеке и не верить, что кто-либо может исправиться? Но законы в России, в отличие от остального мира, принимаются не для того, чтобы сформулировать правила игры. Они пишутся для однократного применения в конкретном случае. Всем остальным достается случайно.
Впрочем, участие Алексея Навального в выборах мэра Москвы показывает, что позиция Кремля по этому вопросу может и измениться. Конституционный суд тоже очень редко принимает решения, противоречащие политике партии. Если в закон будут внесены поправки, можно будет говорить о том, что концепция изменилась.