"Деловой Петербург". Потеряли трубку мира

Автор фото: Спицын Михаил\Spitsyn Mikhail
Россия, Санкт-Петербург Амиранов Олег, генеральный директор ЗАО "Нево Табак"

Петербургский бизнесмен Олег Амиранов вступил в жесткий корпоративный конфликт с бывшими партнерами по ЗАО "Нево Табак". Они пытаются взыскать с него более 380 млн рублей.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти постановил арестовать недвижимость бывшего владельца ЗАО "Нево Табак" Олега Амиранова в обеспечение исков, которые подали к нему уфимские предприниматели Игорь и Александр Бидило. Общая сумма требований бывших партнеров — 383 млн рублей. Первый иск — на 83 млн — удовлетворен в первой инстанции. Второй — на 180 млн — еще рассматривается. В третьем (на 120 млн) было отказано.

Сделки в убыток

По мнению истцов, Олег Амиранов, возглавлявший ЗАО "Нево Табак" с 2005 по 2011 год, в 2010 – 2011 годах заключил ряд убыточных сделок. Во–первых, простил дистрибьютору сигарет ООО "Мульти бренд" 83 млн и 180 млн рублей за поставленную в 2007 году продукцию. Кроме того, в 2009 году он продал за 120 млн рублей производственное оборудование "Нево Табак" собственной фирме "ГросСтемс", а через год расторг эту сделку, в результате чего фабрика осталась должна фирме. С 2010 года фабрика "Нево Табак" не работает, а с конца 2012 года ЗАО находится в состоянии банкротства, введена процедура наблюдения. Как сообщил вчера гендиректор фабрики Виктор Винокуров, о возобновлении производства речи не идет: "Проще начать с нуля".
В обеспечение судебных исков фабрики к Амиранову суд арестовал принадлежащие ему в Подмосковье земельные участки общей площадью около 2,7 тыс. м2, которые он приобрел в 2010 – 2011 годах. Однако, по утверждениям истцов, ответчик все же перерегистрировал один из участков площадью 1,2 тыс. м2 на мать своей знакомой, а также подарил две квартиры в Москве жене и дочери.

Сигаретный обмен

"Нево Табак" — старейшая в России табачная фабрика. В начале 2000–х годов она контролировала 2% рынка табачной продукции страны, выпуская 11 млрд сигарет и папирос в год. В 2003 – 2005 годах предприятие входило в группу "Музей" Игоря Минакова, затем его купил Олег Амиранов. Он сам возглавил фабрику и руководил ею до 2011 года.
При этом в 2007 году он вступил в партнерские отношения с владельцами уфимской группы "АТЭК" (нефтетрейдинг, девелопмент, гостиничный бизнес) братьями Игорем и Александром Бидило, обменяв 90% ЗАО "Нево Табак" на 8,7% ООО "АТЭК".
За время партнерства с братьями Бидило историческое здание фабрики в районе станции метро "Технологический институт" было продано, а производство переведено за пределы центра.
В 2010 году Олег Амиранов публично заявил, что выкупил у братьев обратно свои акции "Нево Табак", решив сосредоточиться на сигаретном бизнесе. Как пояснил сам Амиранов корреспонденту dp.ru, он считал, что приобрел долю в офшоре Opime Holdings Ltd, который владеет ЗАО. Тогда же братья Бидило снова начали распоряжаться 8,7% "АТЭКа", а расставание с Амирановым объяснили тем, что он "не выполнил инвестиционные условия".
В 2010 – 2011 годах "Нево Табак" продал все свои марки и оборудование группе "Донской табак". В рамках сделки покупатель погасил кредиты "Нево Табак" на $30 млн и долги по налогам на $26 млн. В собственности компании остались две производственные площадки в Петербурге и Вырице и логистический терминал в Переяславле–Залесском. Но сразу после сделки совет директоров ЗАО "Нево Табак" неожиданно уволил Олега Амиранова. Тогда, по его словам, выяснилось, что он не контролирует ни "Нево Табак", ни долю в "АТЭКе", так как офшор Opime Holding по–прежнему принадлежит братьям Бидило. Амиранов подал в Уфе в суд и отсудил свою долю в "АТЭКе". А в ответ получил иски "Нево Табак".

Несвоевременное возвращение

По мнению участников рынка, Олег Амиранов выбрал не самое удачное время для возвращения в табачный бизнес: маржинальность дешевых сигарет, на которых специализировался "Нево Табак", невелика, а в последние годы антитабачные законы и акцизная политика свели ее практически к нулю. "Глядя на то, что сегодня происходит с "Нево Табак", я восхищаюсь стратегическим предвидением наших акционеров, которые в 2005 году продали компанию Олегу Юрьевичу по вполне рыночной цене", — комментирует гендиректор компании "Музей" Андрей Баудис.
С 2006 по 2007 год я работал в "Нево Табак" совместно с Борисом Федоровым. Но затем Борис свои деньги забрал, и мне пришлось искать другого инвестора. Братьев я знал давно, еще с 2001 года, и решил войти в их бизнес. Мы оформили сделку, по документам, как я понял, я стал владельцем Opime Holdings, на который был переоформлен весь табачный бизнес. Туда же они в 2009 году за моей спиной переоформили и мои 8,7% "АТЭКа". В 2010 году, когда была принята концепция борьбы с табаком государством, мы решили продать бизнес "Донскому табаку". Я руководил "Нево Табак" и думал, что я им владею. И долги я прощал дистрибьюторам как собственник. Я думал, что деньги от сделки идут в мою компанию. А потом ко мне в кабинет вошли менеджеры братьев и с охраной вывели меня на улицу. Я им говорю: заплатите мне как менеджеру за выгодную сделку. А они смеются: иди, мол, гуляй.
Олег Амиранов
бывший глава ЗАО "Нево Табак"