Новое удвоение ВВП

Автор фото: Яндолин Роман

Российская экономика удвоит темпы роста в следующем году за счет внутренних резервов, обещает министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

По словам Алексея Улюкаева, основной резерв кроется во внутренних инвестициях, которые правительство намерено стимулировать с помощью специальных мер, прежде всего – сдерживая тарифы естественных монополий.
Как заявил вчера в Москве глава Минэкономразвития (МЭР), старая модель роста российской экономики исчерпала свои возможности. Экономика дважды демонстрировала догоняющий восстановительный рост — с 2000 по 2007 год и с 2009 год по 2012 год. Но сейчас она столкнулась с серьезными проблемами, которые выразились в резком замедлении объемов инвестиций, невысоком росте экономики и практически нулевом росте промышленного производства. Сейчас в России наблюдаются отрицательные темпы роста инвестиций – минус 1,3% в годовом исчислении, уточнил Улюкаев.
Единственное, что поддерживает рост – это потребительские расходы населения, а они мотивированы во многом ростом зарплат в бюджетном секторе, что является нагрузкой для бюджета, и ростом зарплат в секторе бизнеса, который приводит к росту издержек.
"Вообще, если советская статистика всегда оперировала сравнением с 1913 годом, как годом наивысшего экономического развития дореволюционной России, то теперь наша новая статистика, возможно, будет оперировать сравнением с 2013 годом как годом самого низкого экономического роста во всей современной истории", — прогнозирует глава МЭР.
Почему так происходит? Как объяснил Алексей Улюкаев, сейчас действуют спросовые ограничения, связанные с глобальным сокращением темпов экономического роста и особенно с большим темпом сокращения роста мировой торговли. До кризиса нормальным было почти двукратное превышение темпов роста мировой торговли над темпами роста ВВП. И, соответственно, рост, который генерировался в наиболее быстрорастущих странах мира, легко трансформировался в спрос на товары других стран, в том числе российского экспорта, и позволял России через чистый экспорт получать общий экономический рост. Теперь эта ситуация изменилась.
"Внутри страны механизм спроса, даже если он трансформируется во внутренний спрос, работает очень неэффективно. Из каждого рубля увеличения совокупного внутреннего спроса на рост физических объемов внутреннего производства товаров и услуг приходится только 20 копеек, или 20%. Примерно 25-27% – это рост импорта и более 50% — это рост цен, инфляция", — поделился расчетами министр.
Кроме ограничений со стороны спроса, бизнес испытывает и рост издержек. Они растут во многом из-за тарифов естественных монополий. «Если использовать валютный эквивалент, то издержки по газоснабжению за 6 лет увеличились более чем в два раза, на 116%. Издержки в области электроснабжения – примерно на 76%. Быстро растет доля издержек на труд. У нас три года подряд растет доля труда в ВВП. Соответственно, снижается доля инвестиций, доля накоплений», — посетовал Улюкаев.
Это сочетание спросовых ограничений и роста издержек создало ситуацию, при которой финансовый результат деятельности предприятий с конца прошлого года резко сократился, почти на четверть. Это, с одной стороны, создало бюджетные проблемы субъектов Федерации, потому что налог на прибыль формирует в основном их бюджеты, а также — снижение конкурентоспособности отечественных предприятий, их возможность экспортировать или выигрывать конкуренцию импортозамещения.
Кроме того, снизились возможности самофинансирования инвестиционных проектов, что стало одним из факторов снижения инвестиционного спроса.
"Мы считаем, что при том уровне институтов (отдельная история – как нам оптимизировать эту инфраструктуру и улучшить качество институтов), который есть сейчас, нормальным потенциальным уровнем роста для российской экономики было бы порядка 3%. И мы стремимся к этой цели, — заявил Алексей Улюкаев. — В соответствии с нашим прогнозом, мы должны выйти на трехпроцентный рост ВВП в следующем году. Напомню, что сейчас 1,5%, а по итогам года мы ожидаем 1,8%. При этом мы не предполагаем серьезного улучшения конъюнктуры на внешних рынках, этот механизм не будет работать на улучшение ситуации с экономическим развитием России. Мы предполагаем примерно те же условия в области реальных доходов населения и потребительского спроса – примерно 4% роста. Но мы предполагаем существенное увеличение инвестиционной активности как ответ бизнеса на улучшение условий его функционирования".
Прежде всего, инвестиции подтолкнет снижение совокупных издержек общества за счет новой тарифной политики, полагают в МЭР. Ту тарифную политику, которая была до сих пор, можно назвать проциклической. Когда на стадии экономического подъема издержки на услуги естественных монополий растут, это нормальная ситуация, это механизм распределения финансового результата по секторам экономики. А на стадии стагнации механизм должен работать в обратную сторону. То есть риски тоже должны распределяться по секторам
"Именно поэтому мы постарались сформировать контрциклический механизм затрат на тарифы естественных монополий через применение формулы «инфляция минус» и поправочных коэффициентов, — объяснил министр. — То есть если кривая экономического роста начинает отличаться от среднесрочной прогнозной кривой в меньшую сторону, то к издержкам должен применяться понижающий механизм".
Для промышленных потребителей в следующем году будет применена нулевая индексация тарифов естественных монополий. А в 2015 и 2016 году – индексация по инфляции предыдущего года, то есть меньше чем на 5%, и в разы меньше, чем до сих пор.
Для населения будет применена формула "инфляция минус", повышение будет на 30% меньше инфляции. "Это примитивная модель, но мы надеемся, что она будет работать, пока мы не создадим более качественную модель тарифообразования с пятилетним горизонтом, — пообещал Улюкаев. — Эти и ряд других механизмов должны резко снизить издержки промышленных потребителей. Важно, чтобы бизнес правильно распорядился экономией, возникающей от снижения издержек на услуги естественных монополий. Мы должны стремиться к тому, чтобы эти средства не увеличивали вывоз капитала, а были инвестированы в разумные деловые проекты с высокой отдачей на капитал. Такие проекты есть, и их немало".