"Уралкалий" и CIC: будет ли Китай задавать тон?

Автор фото: Global look press

Великая сага о калийных удобрениях продолжается, и теперь в историю "Уралкалия" и "Беларуськалия" вмешался Китай.

Великая сага о калийных удобрениях продолжается. Пока руководитель "Уралкалия" сидит в белорусской тюрьме, а мировой рынок калийных удобрений парализовала неопределенность, вдруг всех удивил Китай — его государственная инвестиционная корпорация CIC решила купить 12,5% российской компании. На первый взгляд, сделка должна положить конец этой саге. Но не думайте, что паралич исчезнет также скоро, пишет Financial Times.
Обычно уравновешенный рынок поташа, используемого в качестве удобрения во всем мире, взорвался в июле, когда "Уралкалий" и "Беларуськалий", российский и белорусский производители, разошлись, и их картель, известный как БКК, развалился. БКК традиционно занимал 70% на мировом рынке. Стратегия БКК состояла в том, чтобы сохранить объемы низкими, а цены — высокими.
Но Белоруссия, которая испытывает нехватку средств (пятая часть доходов страны идет от "Беларуськалия"), хотела поднять цены еще выше, и как заявил "Уралкалий", продавала товар за пределами картеля. В попытке, как говорят некоторые, приструнить белорусов или, по мнению других, изменить рыночную стратегию "Уралкалий" вышел из БКК. Хаос, который вызвал этот уход, царит до сих пор.
По словам "Уралкалия", выход из совместного предприятия принесет на рынок больше калийных удобрений и за несколько месяцев снизит цены с $400 за тонну до $300. Покупатели решили подождать и посмотреть. Потоки доходов Белоруссии сокращаются, поэтому правительство пригласило генерального директора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера в Минск для переговоров — и бросило его в тюрьму.
Тем временем Сулейман Керимов, владеющий миллиардным состоянием русский Джей Гэтсби, обладатель приблизительно 21-22% акций "Уралкалия", начал договариваться о продаже своей доли. Возможно, если он действительно продает свой пакет акций, два других крупных акционера, обладающие приблизительно по 12% акций, тоже решатся на продажу. И в этот водоворот втянулся CIC.
Учитывая определенное желание Китая получать больше калийных удобрений по более низким ценам, вступление CIC — которое даст ему одно место в совете директоров "Уралкалия" — должно увеличить вероятность того, что российская компания сохранит верность своим убеждениям и устоит перед искушением вновь сблизиться с "Беларуськалием".
Но эта перспектива не очевидна. Из восьми членов совета директоров до вхождения CIC трое представляли интересы Керимова и других крупных акционеров, четверо были независимыми и другой — гендиректор Владислав Баумгертнер. Все они поддерживали идею выхода из БКК и снижения цен. В этой компании одинокий голос CIC не будет иметь большого значения. Все будет, конечно, зависеть от того, хотел ли действительно совет директоров "Уралкалия" выйти из БКК или просто хотел преподать белорусам урок.