Латинская Америка охладела к США и сближается с Китаем

Автор фото: globallookpress

После того как выяснилось, что США шпионили за Бразилией и другими странами Латинской Америки, отношения между государствами резко ухудшились. Зато Китай может стать для региона новым партнером и уже вложил в Венесуэлу $50 млрд.

Отношения между США и странами Латинской Америки и так никогда не были простыми, но окончательно регион со Штатами рассорился после истории со шпионажем. В начале недели президент Бразилии Дилма Руссефф раскритиковала правительство США за то, что страна вела промышленный и политический шпионаж в отношении не только Бразилии, но и ряда других стран. Американские власти объясняют это антитеррористической деятельностью и заботой о безопасности страны.
"Подобное вмешательство является нарушением международного права. Киберпространство не может быть использовано в качестве орудия войны при помощи шпионажа и саботажа. Суверенитет какой-либо страны не может основываться на действиях, которые нарушают суверенитет другого государства", — опровергает подобные аргументы Руссефф.
Информация о шпионаже всплыла после публикации данных Эдвардом Сноуденом. Выяснилось, что спецслужбы Штатов не только перехватывали телефонные переговоры бразильского президента, но и вели разведдеятельность в отношении бразильской нефтяной госкомпании Petrobras. Правительство Бразилии требует от США письменных объяснений.
В то же время стало известно, что у Китая, напротив, взаимоотношения с Латинской Америкой налаживаются. В частности, в Венесуэлу страна вложила за 5 лет $50 млрд. "Эти средства были предоставлены на специальных условиях для Венесуэлы, на лучших условиях финансирования из тех, что можно получить на международном рынке", — отметил венесуэльский президент Николас Мадуро.
Президент Европейского совета по латиноамериканским исследованиям Карлос Кеннан отметил, что влияние Китая в Латинской Америке действительно растет, доля во внешней торговле увеличивается значительно, но перекрыть позиции США пока затруднительно. При этом уже в 2011 году по данным статистики импорт в латиноамериканские страны из Китая превысил совокупный показатель стран Европейского Союза (13,7% и 13,6% от общего объема импорта соответственно). Показатель же импорта из США более чем вдве выше – 30%, однако еще в 2000 году он составлял 50,2%.
"Значительно вырос и экспорт из Латинской Америки в Китай – с 07,% в 1990 году и 09,% в 2000 до 8,7%  в 2011. Евросоюз за последние 10 лет увеличил показатели с 11% в 2000 году до 13,2 в 2011 году (в 2000 году было 24,6%). Показатели США в 2011 году вернулись к уровню 1990 года – 39,6% и 39,3% соответственно, при том, что в 2000 году это было 61,2% от общего объема экспорта", - напоминает эксперт.
Министр экономики Сальвадора Хосе Армандо Флорес также отметил, что ситуация в регионе вовсе не так проста - США и Китай это не единственные страны, которые присутствуют на этом рынке и в разных странах Латинской Америки привечают своих инвесторов.
"Большинство стран Центральной Америки, в том числе Сальвадор, Никарагуа, Гондурас, Гватемала, признают Тайвань, а не Китайскую Народную Республику. Поэтому приход китайского бизнеса может спровоцировать уход тайванского бизнеса из региона, а сами китайские бизнесмены говорят, что не хотели бы, чтобы вместо инвестиционного сложения получилось вычитание", - отмечает политик.
С другой стороны, по его словам, Китай осуществляет значительные инвестиции в Коста-Рике, что ведет к определенным проблемам в рамках системы центральноамериканской интеграции и центральноамериканского общего рынка. Проникновение китайского капитала и китайских товаров в Коста-Рику означает, что через зону свободной торговли они попадают во всю Центральную Америку,  поэтому у соседних государств это вызывает определенные вопросы.
"Этот процесс уже давно разворачивается — не только в Венесуэле, где традиционно плохие политические отношения с США. Бразилия также активно развивает отношения с Китаем. Это естественный процесс, связанный, с одной стороны, с укрупнением экономики Китая, и с другой стороны — с диверсификацией странами Латинской Америки своих торговых партнеров, в первую очередь это касается крупных государств", — отмечает Татьяна Ворожейкина, доцент кафедры мировой политики НИУ ВШЭ.
В то же время эксперт не ждет, что эта "смена полюсов" скажется на российско-латиноамериканских отношениях. По ее словам, отношения с Россией и Китаем можно отнести к одному блоку, а с США — к отдельному от них, так что российские импортеры негатива от происходящего не должны ощутить. Подтверждают ее слова и в самих компаниях.
"Мираторг" отмечает последовательное увеличение покупательской способности населения Китая и соответственно потребления мяса в этой стране, что является одним из основных драйверов роста цен. Влияние нюансов внешнеполитических отношений между странами Латинской Америки и США на цены, на наш взгляд, незначительно", — считает представитель агрохолдинга "Мираторг", одного из ведущих операторов мясного рынка России.
Более того, российские бизнесмены уверены, что Россия сможет достойно конкурировать с Китаем, потому что обладает сходным менталитетом и одновременно — более высоким качеством продукции.
"Менталитет латиноамериканцев похож на российский, там так же склонны к спонтанным, не слишком системным решениям. Поэтому китайцев в Латинской Америке традиционно не очень любят, в связи с тем, что они как раз действуют очень системно. Это дает эффект для развития экономики Китая, но они ведут себя очень локально, закрыто. Представители же России открыты, мы умеем принимать решения на месте и там же нести за них ответственность. Поэтому деятельность Китая в Латинской Америке нас не пугает. Во-первых, у нас выше качество, во-вторых, мы умело передаем им технологии, в-третьих, мы говорим на одном языке и понимаем друг друга", — уверенно заявил советник генерального директора КАМАЗа по экспорту Игорь Горяйнов на конференции в Санкт-Петербургском государственном университете "Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность".