"Деловой Петербург". Файлы для всех

Максим Огороднищук (28 лет) создал сервис DocMe, позволяющий публиковать документы в Интернете. Петербуржец ожидает, что обороты его бизнеса, растущего на 200% в год, по итогам 2013 года превысят 1,5 млн рублей.

В конце 2000–х годов в Интернете появился новый тренд — публикация документов (текстов, презентаций, таблиц и т. д.) через различные онлайн–сервисы. Файлы, созданные одним человеком, делались доступными для просмотра любому другому пользователю Сети, — примерно так же, как видео в YouTube, только для документов.
Чаще всего для таких целей использовались зарубежные сервисы SlideShare (в мае 2012 года куплен LinkedIn за $118,75 млн) и Scribd (сейчас входит в 300 самых посещаемых сайтов по версии Alexa.com).
"Но в этих сервисах не совсем корректно поддерживался русский язык. Интерфейса на русском не было, так же как и не было глобального поиска с учетом кириллической морфологии", — рассказывает Максим Огороднищук. В 2006 году он закончил химический факультет СПбГУ, но с тех пор работал программистом–фрилансером. Не оставляя этой деятельности, он решил создать российский аналог сервисов для хранения документов.

Хранилище и магазин документов

В феврале 2009 года Максим начал работу над проектом, названным DocMe. Ему помогали друзья–программисты. Команда поставила задачу: сделать так, чтобы сервис поддерживал 50 самых популярных форматов документов (включая основные офисные — doc, xls, ppt, pdf).
В июне 2010 года они выпустили бета–версию DocMe и начали активно продвигать его среди блогеров. С 2011 года Максим начал размещать на сайте коммерческую рекламу (в основном через рекламную сеть "Яндекса" и Google AdSense).
Как оказалось, успешно: по итогам 2012 года доходы от рекламы превысили 550 тыс. рублей. Сейчас это основной канал монетизации проекта. В 2013 году только лишь на рекламе Максим рассчитывает заработать не менее 1 млн рублей.
В ближайших планах предпринимателя — официально открыть так называемый магазин документов, который сейчас находится в бета–версии и доступен только небольшому числу издателей. "Нужно закончить редизайн магазина, сейчас он готов на 85%", — говорит Максим Огороднищук. Пользователи смогут продавать публикуемые ими файлы — напрямую покупателю или через собственную партнерскую программу DocMe. Проект Максима будет получать 10 – 20% за посредничество. Еще одним каналом монетизации DocMe будет биржа рекламных показов.
Сейчас основные группы пользователей DocMe — это преподаватели вузов и учителя, выкладывающие учебные материалы, ученики и студенты. Также сервис используют дизайнеры для ознакомления публики с проектами, в основном через PDF–файлы, и соискатели работы для публикации резюме, небольшие издательства и частные лица, публикующие собственные документы: книги, газеты, журналы.
Максим рассчитывает сделать свой бренд популярным и в среде представителей бизнеса. Главный инструмент здесь — коробочная версия DocMe, предназначенная для установки на сервера клиентов.
"Сейчас мы ведем переговоры с рядом крупных петербургских фирм об инсталляции этого продукта, — не раскрывая нюансов, комментирует предприниматель. — Это решение актуально для фирм, которые опасаются облачных хранилищ, предпочитая все размещать на своих серверах".

Договориться с "Вконтакте"

На данный момент в DocMe опубликовано около 200 тыс. различных документов (ежесуточно добавляется более 1 тыс.). Сайт проекта посещают более 1,5 млн уникальных посетителей в месяц.
В декабре 2012 года DocMe обзавелся приложением для "Вконтакте". Максим рассчитывает договориться с разработчиками "Вконтакте" о том, чтобы обозреватель от DocMe был официальным инструментом соцсети для просмотра файлов из раздела "Документы" (по аналогии с видеоплеером "Вконтакте").
Объемы интернет–рекламы, которая лежит в основе сегодняшней бизнес–модели DocMe, продолжают расти. Об этом говорят цифры отчета АКАР за 2012 год: обороты петербургского рынка выросли до 5,1 млрд рублей, что на 30–35% больше, чем в 2011 году.
"Интернет–сервисы для публикации документов имеют хорошую перспективу монетизации, — считает Иван Киселев, директор по маркетингу компании FECS. — Необходим грамотный подход к управлению трафиком, а также анализ кликабельности и эффективности различных рекламных инструментов".