"Деловой Петербург". От жен к бизнес–мошенникам

Автор фото: Тихонов Михаил

В России работают 1800 частных детективных агентств. Борьба с корпоративным шпионажем, поддержка безопасности бизнеса и конкурентная разведка — самые быстрорастущие направления на рынке детективных услуг.

Определить объем рынка детективных услуг на сегодняшний день непросто: исследований на эту тему не проводилось, но эксперты оценивают российский рынок в $130–150 млн в год. В России, по данным Международного объединения детективов (НП "МОД"), работают около 1800 частных детективных агентств. На рынке США на сегодняшний день игроков вдвое больше: по данным того же НП "МОД", в Штатах зарегистрировано более 3500 агентств, среди которых есть несколько сетевых.

Шпионаж и сыск

Российский рынок детективных агентств движется в сторону B2B–сектора. Быстро набирают популярность такие услуги, как обеспечение безопасности бизнеса (проверка помещений на прослушивающие устройства, выявление ненадежных партнеров и т. д.), борьба против корпоративного шпионажа и конкурентная разведка.
"Один из таких заказов недавно пришел из Белоруссии, — говорит Игорь Бедеров, начальник службы безопасности ЗАО "Северный текстиль". — Две ветеринарные клиники вели между собой жесткую конкурентную борьбу, и одна из них начала подозрительно быстро открывать филиалы. В ходе расследования выяснилось, что на многие недавно открытые отделения не были оформлены лицензии".
Игорь Бедеров отмечает, что конкурентная разведка — не то же самое, что шпионаж, она ведется только законными методами. Среди других популярных услуг — розыск должников, консультации по обеспечению безопасности.
Андрей Матушкин, президент НП "МОД" и руководитель детективного агентства "ODB", вспоминает, что несколько лет назад разрешение семейных проблем и поиск родственников были самыми популярными запросами в агентстве. Частные клиенты до сих пор обращаются с такими проблемами, но представление о том, что детективы только и делают, что уличают жен и мужей в неверности, уходит в прошлое благодаря работе с бизнесом. "Люди по–прежнему ищут старых товарищей, — рассказывает Андрей Матушкин, — с которыми, например, вместе служили в армии в другом регионе, и пропавших родственников. Но за последние годы настолько возросло количество обращений от крупных клиентов, от бизнеса, что рынок повернулся в новом направлении".

Сколько стоит

Стоимость услуг частного детектива значительна, но для организации такие траты могут стать фактором увеличения прибыли в будущем. А вот частные лица, скорее всего, обратятся в сыскное агентство только в случае крайней необходимости. В среднем петербургские агентства за наружное наблюдение просят около $200–400 в день, запись на видео в 2–3 раза дороже. Сбор информации о человеке или организации обходится в $1000–1500, розыск должников или мошенников стоит $800–1200. В данном секторе очень велики наценки за сложность задания, иногда это может увеличить стоимость в десятки раз.
"Будет ошибкой считать, что детективные услуги — это всегда дорого, — говорит Андрей Матушкин. — Мы в каждом конкретном случае вместе с клиентом составляем план, обсуждаем детали. Если стоимость увеличивается, это происходит по объективным причинам, которые понятны заказчику".

Вместе эффективнее

Сейчас на рынке Петербурга действуют несколько десятков крупных детективных агентств, предлагающих полный комплекс услуг: и охрану, и консультирование, и сбор информации. Это такие компании, как "Профи", "Досье", "Да", "Лидер" и другие. Есть также около сотни небольших агентств и детективов — индивидуальных предпринимателей. На конференции НП "МОД" приняло в свои ряды несколько других профессиональных сообществ, в частности Ассоциацию профессионалов сыска и НП "Милицейское братство". На данный момент в Международной ассоциации детективов около 8 тыс. участников — детективов, криминалистов, психологов, полиграфологов (специалистов по работе с детектором лжи) и представителей смежных областей. Такая кооперация помогает сотрудникам агентств сотрудничать с коллегами из других регионов, передавать им часть работы, что может привести к заметному снижению стоимости услуг таких агентств. Сейчас, для того чтобы провести работу в другом регионе, детективу нужно самостоятельно ехать в этот регион. Специалисты надеются, что снижение цен привлечет новых клиентов и заметно расширит рынок.

Учиться не поздно

Обучение детективов — особая проблема. По закону частный сыщик обязан иметь специальное образование, но на деле почти все агентства организованы выходцами из полиции, которые отправляются на пенсию по выслуге лет около сорока, а иногда и раньше. Детективы, имеющие многолетний опыт работы в следственных органах, не считают, что им необходимо дополнительное обучение.
Тем не менее в Петербурге существует несколько организаций, готовящих специалистов сыска. Большинство из них — платные частные курсы. Директор Санкт–Петербургского полицейского техникума экономики, управления и права Олег Ярухин считает, что деятельность таких курсов необходимо ограничить законом. "В России выпускать детективов имеют право только высшие и средние специальные учебные заведения, — говорит Олег Ярухин, — а не "центры подготовки" и подобные организации. Они берут за обучение большие деньги, но их сертификат при этом не является официальным документом".
По словам Олега Ярухина, многие детективы — выходцы из полиции уверены, что учиться им не нужно: многолетний опыт работы заменяет образование. Но частный детектив зажат в тесные правовые рамки, ему запрещено многое из того, что позволено сотруднику госорганов. В результате неподготовленный бывший полицейский постоянно рискует оказаться вне закона. Федеральный закон позволяет вышедшим на пенсию сотрудникам правоохранительных структур работать внештатными консультантами в полиции. Однако на деле, сетуют игроки рынка, правоохранители не спешат выдавать им корочки. Возможно, это обусловлено борьбой с лоббированием коммерческих интересов, ведь агентства работают по заказу тех или иных компаний. При этом сотрудники следственных органов возлагают на детективные агентства особые надежды, ведь они создают рабочие места для бывших полицейских. Возможно, именно поэтому взаимодействие полицейских и детективов все–таки продолжается.