"Деловой Петербург". Причальная история

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Заседание Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга. На снимке: Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов.

Смольный задумал привести в порядок круизные причалы, которые приносят совокупный доход около 0,5 млрд рублей в год. Их планируется передать в руки единой управляющей компании. Главным претендентом на эту роль является "Морской фасад".

Подготовка к саммиту G20 открыла глаза чиновникам Смольного на состояние городской круизной инфраструктуры. Вчера на закрытом совещании в городском морском пассажирском порту Санкт–Петербург вице–губернатор Олег Марков раскритиковал Росморпорт за то, что он содержит в неудовлетворительном состоянии свои причалы на Английской набережной Невы, к которым швартуются круизные лайнеры. Теперь отрасль ждет масштабная реформа. Один из вариантов — передача всех круизных причалов в одни руки. По информации dp.ru, полученной от участников рынка, право управлять причалами может получить аффилированное с депутатом Госдумы РФ Виталием Южилиным ООО "УК "Морской фасад" — оператор городского пассажирского порта Санкт–Петербург, запущенного в 2009 году.

Обшарпанная набережная

Несмотря на то что у города есть современный морской вокзал, запущенный в 2009 году на намывных территориях Васильевского острова, круизные лайнеры швартуются не только на его причалах, но и в центре города на Английской набережной.
За прошлый год здесь пришвартовалось около 60 круизных лайнеров. В то же время среднегодовое увеличение судозаходов в порт Санкт–Петербург в последние годы не превышало 10%, а в следующем году прогнозируется на уровне 5%, то есть 266 судозаходов.
За прием каждого судна "Морской фасад" получает примерно 700 – 800 тыс. рублей. За обслуживание на Английской набережной судовладельцы платят примерно на 20 – 30% меньше, но, правда, и качество сервиса ниже. Получив в управление дополнительные причалы, "Морской фасад" сможет нарастить доходы примерно на 15 – 20%.
"На Английской набережной надо решать вопрос о создании новой инфраструктуры — об установке современных дебаркадеров со всем комплексом необходимых услуг, сервиса. Предупреждаю владельца причала о том, что, если он не впишется в этот проект, будем ставить вопрос о передаче этих площадок в другие руки и создании на их базе серьезных инфраструктурных проектов. Вот такое решение, думаю, таможенники и пограничники поддержат", — завил вчера Олег Марков.
Вице–губернатор считает, что Английская набережная не приспособлена для приема больших шикарных круизных судов.
"Я напряг руководителя Адмиралтейского района, чтобы он вытащил всех владельцев, собственников домов на Английской набережной. Сейчас здания привели в порядок, а до этого была просто помойка — фасады никакие, окна грязные, крыши ржавые. Как можно швартовать в такое место суда с пассажирами. Если уж вы работаете там, то надо привести хотя бы в порядок вместе с районом эту территорию. Кроме того, набережная не приспособлена, чтобы вывозить оттуда большое количество туристов, и это всегда проблема для нас", — резюмировал чиновник.
В свою очередь, начальник управления водного транспорта Агентства внешнего транспорта Петербурга Владимир Родионов считает, что прием круизных лайнеров на набережной — попросту небезопасное занятие. Представители Росморпорта утверждают, что в перспективе вопрос реконструкции причалов на Английской набережной прорабатывается, но в ходе совещания обозначить конкретные сроки они не смогли.

Все причалы в одни руки

По итогам совещания комитету по инвестициям Петербурга было поручено взять проработку проекта приведения Английской набережной в порядок под контроль, рассмотрев возможность передачи круизных причалов в одни руки.
С большой долей вероятности можно утверждать, что основным претендентом на роль управляющего будет УК "Морской фасад".
"Одна из наших задач — увеличение числа судозаходов круизных лайнеров. Для этого мы должны оптимально использовать существующую инфраструктуру. Большие пароходы вместимостью более 2 тыс. человек не должны швартоваться на набережной, там нет условий для качественного обслуживания пассажиров", — уверен президент ООО "УК "Морской фасад" Серик Жусупов.
ОАО "Пассажирский порт Санкт–Петербург" — самая крупная круизная пристань города. Основным партнером Смольного по этому проекту выступила подконтрольная Виталию Южилину группа First Quantum Partners. Она привлекала средства и контролировала ход строительства порта в обмен на возможность создания намыва. Затем в 2011 году город выкупил акции порта, оставив инвестору право управлять объектом. Таким образом, в увеличении прибыльности предприятия заинтересован не только сам "Морской фасад", но и город, стремящийся оправдать вложенные средства. Консолидация круизного бизнеса в одних руках может повысить отдачу на вложенный капитал.

Последнее предупреждение

Не исключено, что в управление к новой структуре попадет и еще один причал, способный принимать крупные пассажирские суда, — старый морской вокзал на пл. Морской Славы. Управляет этим объектом одноименное ЗАО "Морской вокзал", принадлежащий группе частных лиц, среди которых участники рынка называют бывшего сотрудника КГБ Александра Пуряева, а также Сергея Курочкина.
В данный момент этот объект не представляет серьезной конкуренции пассажирскому порту Санкт–Петербург, расположенному по соседству. Круизные лайнеры на этот морской вокзал практически не заходят, там в основном швартуются паромы местной судоходной компании St. Peter Line.
В новый пассажирский порт ее паромы зайти не могут, поскольку там не организован пункт пропуска для грузовых автомобилей, а грузовая составляющая в доходах паромной компании весьма существенна. Но Сергей Котенев, генеральный директор St. Peter Line, не скрывает своего интереса к новому пассажирскому порту. Однако паромы смогут зайти в него, как уже неоднократно заявляли городские власти, после того как будет достроен центральный участок ЗСД, то есть не ранее 2015 года.
Пока Смольный не очень активно выселяет "Морской вокзал" с арендуемых у города причалов. Но, судя по решительному настрою вице–губернатора Маркова, это дело времени. "Предупреждаю ЗАО "Морской вокзал" — сейчас КУГИ занимается этой площадкой. Городу не безразлично, в каком состоянии он находится. Может, нам вообще его снести, привлечь инвестора, который построит современный вокзал, с тем чтобы он использовался в центре города по максимуму", — пригрозил он.
Мы являемся агентом всех круизных судов, заходящих в Петербург. Судовладельцы привозят нам туристов. Одним из существенных источников дохода круизных линий является продажа экскурсий на борту, через туроператора, который имеет контракт с судовладельцем. Но у нас они терпят жесткую конкуренцию с местными туроператорами, продающими экскурсии через Интернет. В портах большинства стран только туроператоры, заключившие контракт с судовладельцем, могут подогнать автобус к трапу судна, создавая тем самым удобство пассажирам. А другие игроки не могут даже заехать в порт. У нас все поставлены в равные условия. Если не изменить ситуацию, то город может недосчитаться судозаходов, ведь судовладельцам все сложнее зарабатывать на продаже экскурсий на борту.
Геннадий Михайлов
Генеральный Директор ЗАО "Инфлот ворлдвайд"
Бесконтрольное развитие круизного рынка может приносить зло. Общался с коллегами в Венеции. Они очень жалуются именно на круизных пассажиров. Судно приходит ненадолго. Как только оно встанет в порту, то все туристы выскакивают и сразу идут в музеи, образуя очереди. Затем они возвращаются на судно, там питаются и уходят. В результате бюджет Венеции не получает от них дохода, пассажиры только эксплуатируют и разрушают инфраструктуру. Нам необходимо избежать этого. Так как в какой–то момент времени привлечение пассажиропотока только основными нашими достопримечательностями — Эрмитаж, Петергоф и Пушкин — парализует дальнейшее развитие. Надо расширять количество предложений. На данный момент у нас, например, круизных пассажиров обслуживают 50 музеев, а всего в городе их насчитывается более 200.
Игорь Рюриков
Президент Ассоциации Участников Круизного Рынка