"Деловой Петербург". Метро подкралось незаметно

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Станция метрополитена "Бухарестская". На снимке: подготовительные работы на станции "Бухарестская" перед открытием.

Под строительство новых линий метро правительство Петербурга собирается изъять у собственников и арендаторов земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости. Компании, владеющие землей, в панике: это ставит под вопрос само существование их бизнеса.

Перспектива получить станцию метро неподалеку от дома не может не радовать. Поэтому намерение правительства Петербурга строить Красносельско–Калининскую, Невско–Василеостровскую и Лахтинско–Правобережную линии метрополитена воспринимается большинством горожан положительно. Но к некоторым метро подобралось слишком близко, и это их отнюдь не воодушевляет.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры уже разработаны три проекта (имеются в распоряжении dp.ru) прохождения этих веток. Согласно документам, для строительства Красносельско–Калининской линии будут изъяты 24 участка общей площадью 98,7 тыс. м2, для Невско–Василеостровской — 10 участков площадью 111,2 тыс. м2, для Лахтинско–Правобережной — 27 участков площадью 126,6 тыс. м2.
Самый дорогостоящий участок, по оценкам экспертов NAI Becar, находится в планах Красносельско–Калининской линии. Он расположен на ул. Маршала Казакова и стоит 900 млн рублей при площади 259,948 м2. Самый дешевый участок стоит 8 млн рублей и предназначается для строительства той же линии, его площадь 2,07 тыс. м2.

Компании бьют тревогу

Примечательно, что такой жесткий подход правительство Петербурга практикует по отношению и к муниципальным, и к частным землям. Генеральный директор ООО "АЛКОМ" Владимир Алексеев рассказал, что на участке, необходимом для строительства вестибюля станции "Броневая" на Красносельско–Калининской линии, сейчас расположена его стоянка. Общая площадь участка — 2,6 тыс. м2, треть его будет изъята. По словам Владимира Алексеева, из–за этого компания понесет большие убытки: на территории обычно располагается 100 машин, а если уменьшат площадь, то придется сократить их число на 30 штук. "В таком случае нам ничего не остается, кроме как закрыться, потому что мы будем работать только на зарплаты — никакого дохода бизнес приносить не будет, — сетует бизнесмен. — В прошлом году меня вызвали на совещание в комитет по транспорту и поставили перед фактом. Сейчас готовится новый кадастровый план, недавно подписали с КУГИ договор о краткосрочной аренде (до начала строительства в 2014 году) — и все. Никаких компенсаций нам не предлагали".
По словам Владимира Алексеева, когда станция будет готова, компании вернут большую часть изъятых земель, но смысла в этом он уже не видит. На текущий момент аналитики NAI Becar оценивают стоимость этого участка в 70 млн рублей.
Отдельного внимания заслуживает ситуация с печально известным зданием новой Биржи. Согласно документации, для строительства шахты Лахтинско–Правобережной линии требуется участок, на который "частично попадает здание новой Биржи".
Генеральный директор ЗАО " Биржа "Санкт–Петербург" Виктор Николаев удивился, услышав от "ДП" вопрос об изъятии земель: "В первый раз слышу! Я думаю, что это нереально. Участок под это здание был отведен еще в 1996 году, еще Собчаком. Думаю, он был в курсе градостроительных перспектив. Хотя все может быть".

Объяснений не нашлось

Более серьезные проблемы строительство метро может принести ОАО "Услуга". На месте, где запланирован вестибюль станции "Театральная" Лахтинско–Правобережной линии, расположено принадлежащее ему пятиэтажное здание — центр услуг "Лермонтовский".
Начальник службы эксплуатации ОАО "Услуга" Александр Новиков рассказал, что здание находится в собственности компании. "Поэтому планы правительства нас абсолютно не устраивают", — заявил он.
Как выяснилось, компания писала множество писем в различные инстанции, в том числе губернатору и в комитет по градостроительству, но пока результата нет. "Нам отказываются показать градостроительный план, объяснить, почему вместо сноса здания никто не ищет альтернативного размещения станции, — негодуют в компании. — Если наш центр снесут, то пострадаем не только мы, но и горожане: люди потеряют работу, район останется без химчистки, парикмахерских, различных мастерских. В это здание вложено столько сил, что просто по–человечески обидно, что его могут снести". Здание 1961 года постройки принадлежит компании уже 21 год.