"Деловой Петербург". Каско снизило страховые премии

Автор фото: ИТАР-ТАСС

В первом полугодии страховой рынок сбавил темпы роста из–за падения спроса на машины и спада активности корпоративных клиентов. По итогам 2013 года ожидается 10%–ный прирост против 20% в 2012 году.

Объем страховых сборов в СПб в первом полугодии увеличился на 15%, до 31,2 млрд рублей, к тому же периоду 2012 года.Тем не менее страховщики опечалены: в 2012 году темпы роста были выше, рынок вырос сразу на 19,3%.

Почувствовали снижение

"Про рост почти 20%, как в 2012 году, можно забыть", — категоричен Евгений Дубенский, директор Северо–Западной дирекции СК "Альянс". Главный тормоз рынка — падение продаж новых автомобилей, снижение темпов роста розничного кредитования, общая стагнация в экономике, перечисляет он. Показатели рынка обязательного страхования опасных промышленных объектов и ответственности перевозчика также оказались ниже прогнозируемых.
Страховщики отмечают, что до них наконец докатилась кризисная волна, которую другие отрасли начали ощущать еще в прошлом году.
"По итогам 2012 года мы увидели снижение макроэкономических показателей, однако на страховой рынок тогда это не оказало серьезного влияния, — объясняет Владимир Храбрых, директор филиала ОСАО "Ингосстрах" в Петербурге. — Специфика страхового бизнеса такова, что отрасль реагирует на кризисные изменения с опозданием, соответственно, в 2014 – 2015 годах мы увидим дальнейшее постепенное снижение объемов и замедление темпов роста".

Максимум скорости

Если говорить о динамике, то наилучший прирост показали страхование ответственности пассажироперевозчиков и страхование от несчастных случаев и болезней. Впрочем, на эти виды приходится небольшой объем сборов.
Генеральный директор СО " Помощь " Александр Локтаев относит к драйверам роста в текущем годустрахование пассажироперевозчиков и комплексное страхование застройщиков. "Мы также видим неплохой потенциал развития в относительно новых для нас сегментах — страховании электронных данных и страховании машин и оборудования от поломок и внутренних неисправностей", — говорит он. По оценке Александра Локтаева, емкость указанных сегментов измеряется сотнями миллионов рублей потенциальной страховой премии.

Начали экономить

Сборы по каско, на которое приходится 40% рынка, выросли в первом полугодии на 12%, хотя в прошлом году этот показатель составлял 18%. "Это соответствует общероссийскому показателю. Замедление связано с падением продаж новых автомобилей, для которых чаще всего и покупают полисы каско. Падение продаж началось в апреле текущего года", — говорит Александр Лильп, руководитель управления маркетинговых исследований и анализа компании "АльфаСтрахование". Но особых опасений данный факт вызывать не должен, так как в предыдущие 2 года продажи новых автомобилей били рекорды, успокаивает он.
Тем не менее удерживает свои позиции ДМС (на него приходится около 20% всех сборов в Петербурге) —его рост за первое полугодие составил 20,8% по сравнению с первой половиной 2012 года. Однако, как предупреждает Владимир Храбрых, сегмент ДМС в случае ухудшения ситуации у компаний может также сбавить темпы, поскольку его развитие завязано в основном на корпоративных клиентах.
Снижение активности юрлиц в страховании уже чувствуется, говорят страховщики.
"Что касается страхования корпоративных клиентов, то вынужден констатировать замедление темпов сборов премий, и связано это со стагнацией в экономике страны, бюджеты на страхование в компаниях оптимизируются, на этом рынке наблюдается очень сильная ценовая конкуренция, которая просто обваливает тарифы", — делится наблюдениями директор филиала САО "Гефест" в Петербурге Анатолий Кузнецов. — Такая политика в ближайшие годы может привести к серьезным проблемам". Но, по его словам, страховщики в корпоративном сегменте демпингуют не от хорошей жизни — этот рынок пытаются захватить розничные страховщики, которые терпят существенные убытки в своих видах страхования.

Сбавляют темпы

"Рост рынка в Петербурге по итогам года составит примерно 10%", — ожидает Евгений Дубенский.
"В 2013 году росту страховых взносов будет способствовать увеличение доли кредитных продуктов, включающих страхование, а также развитие рынка страхования подержанных автомобилей", — полагает Александр Лильп. Среди драйверов роста также развитие накопительного страхования жизни и программа льготного автокредитования.