Налоговый пресс идет на смену печатному станку

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Антон Силуанов. Министр Финансов Российской Федерации.

Первый день работы лидеров стран G20 в Стрельне закончился принятием соглашений, которые могли бы стать судьбоносными для мировой экономики, если бы были более конкретными. Главы государств хотели бы отказаться от денег из-под печатного станка и заменить их налоговыми доходами, но как сделать этот переход безболезненным, не знают.

Как рассказал вчера поздно вечером министр финансов РФ Антон Силуанов, лидеры G20 в рамках саммита договорились ужесточить регулирование финансовых институтов, которые слишком велики, чтобы их банкротить. В США этих финансовых монстров называют too big to fail, и всего их в мире 37,28 банков и девять страховых компаний.
Кроме гигантов, которые у всех на виду, на финансовом рынке достаточно велик и другой сектор, так называемый теневой банкинг (shadow banking). Он беспокоит мировых лидеров, и его тоже договорились более тщательно регулировать. Теневые кредитные организации опасны не только неконтролируемыми рисками для вкладчиков и заемщиков, но и тем, что налоги такие финансовые структуры предпочитают не платить или платить по минимуму, что главам государств никак не может нравиться.
Именно поэтому проблема эрозии налогооблагаемой базы сала одной из самых горячо обсуждаемых при подготовке к саммиту G20 в Петербурге. Одним из итоговых документов саммита должен стать план действий, нацеленный на противодействие размыванию налогооблагаемой базы. Он не содержит конкретных целей с указанием цифровых параметров и сроков их достижения, но общее направление ударов по налоговым уклонистам обозначает. Например, там есть такие пункты, как "Ответ налоговым вызовам цифровой экономики", "Ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний", "Ограничение возможностей размывания прибыли компаний за счет процентных выплат и других финансовых схем", "Предотвращение злоупотребления договорами об избежании двойного налогообложения" и т.д.

В предыдущие годы государства, спасая бизнес от кризиса, активно наращивали свои долги и теперь, видимо, считают, что пришла пора и бизнесу отказаться хотя бы от части налоговых лазеек, чтобы пополнить перегруженные расходами бюджеты.
Чиновники и сами обещают умерить аппетиты в отношении госрасходов. Как рассказал Антон Силуанов, лидеры G20 согласились с мнением, что политика финансовой консолидации не приводит к свертыванию экономического роста. Такое согласие можно назвать поворотом в умах, потому что в последние годы явно доминировала противоположная точка зрения, основанная на теории английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса о том, что государству нужно активно вмешиваться в макроэкономические процессы. Кейнсианство, по сути, служит главной теоретической опорой для различных мер монетарного стимулирования экономики, активно применяемых в последние годы развитыми странами.
И вот теперь, если верить российскому министру, главы ведущих держав засомневались в незыблемости прежних основ. Оказывается, экономики могут расти и без всяких количественных смягчений вкупе с ростом долговой нагрузки на бюджеты. Более того, инвесторы охотнее доверяют тем государствам, которые воздерживаются от безответственного наращивания долга, который впоследствии будет нереально вернуть.
По словам Силуанова, Россия, как и прочие страны, подготовила к саммиту свою фискальную стратегию, которая предусматривает как некоторое сокращение расходов (на 5%, и в основном за счет совершенствования процедуры госзакупок, как ранее уточнял министр финансов РФ), так и стимулирование инвестиций.
Впрочем, вряд ли петербургский саммит даст сигнал к немедленному выключению печатных станков в США, Японии, Европе и Китае. Скорее, бизнесменов и финансистов исподволь начинают готовить к мысли, что денежная подпитка не вечна и рано или поздно будет сокращаться до размеров, соответствующих экономическому росту. Пока же никаких конкретных шагов в этом направлении не предпринято. Федеральная резервная система США только собирается до конца текущего года сократить выкуп облигаций, и даже ожидание сворачивания количественного смягчения уже вызвало падение валют и фондовых рынков в ряде стран. Лидеры этих стран не раз выражали свою обеспокоенность по поводу изменения денежной политики в США. Видимо поэтому, как рассказал Антон Силуанов, президент США Барак Обама в ходе саммита G20 заявил, что политика количественного смягчения будет сворачиваться постепенно и в разумных пределах.
Кроме того, по словам Силуанова, лидеры стран G20 поддержали план по содействию экономическому росту и занятости, а лидеры стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) утвердили распределение обязательств стран по формированию пула валютных резервов.
Сегодня участники саммита продолжат обсуждать экономические проблемы и в итоге, как ожидается, примут Санкт-Петербургский план действий по обеспечению роста экономики и созданию рабочих мест. Президент РФ Владимир Путин вчера на брифинге заявил, что этот план позволит укрепить финансовые рынки, а также будет стимулировать инвесторов для вложений в реальный сектор экономики.