"Автодор" объявил конкурс на строительство участка трассы Москва—Петербург за 150 млрд рублей

Госкомпания "Автодор" объявила конкурс на строительство за 150 млрд рублей шестого участка трассы Москва—Петербург длиной 217 км. Основными претендентами на победу считаются компании "Аркс" и "Горкапстрой", подконтрольные Геннадию Тимченко.

Госкомпания " Автодор " 2 сентября объявила конкурс на строительство, эксплуатацию, содержание и ремонт участка трассы Москва—Санкт-Петербург длиной 217,1 км (между 334 и 543 км всей дороги).
Победитель конкурса должен будет построить участок с 2014 по 2018 год, после чего в течение 22 лет заниматься его содержанием и ремонтом. Дорога пройдет по территории Тверской области (Вышневолоцкий, Бологовский районы) и Новгородской области (Окуловский, Маловишерский и Новгородский районы).
Стоимость строительства составляет 149,1 млрд рублей, из которых инвестор должен будет вложить 15,96 млрд рублей. То есть километр дороги оценивается в 686 млн рублей, а один метр — в 686 тыс. рублей. Участники рынка полагают, что стоимость астрономическая и уровень "отката" в подобных проектах может достигать 50%.
К примеру, строительство продолжения Кирочной улицы, где работает ООО "РСУ-3", стоит еще дороже — 760 тыс. рублей, однако в этом контракте 140 млн рублей (60%) приходятся на укрепление фундаментов зданий, а еще часть — на перекладку почти всех инженерных сетей. При строительстве трассы между городами, где большая часть территории — леса, поля и болота, адекватная цена, по мнению экспертов, составляет 250–300 тыс. рублей за метр.
Это шестой, предпоследний участок трассы между Москвой и Петербургом. Конкурс на строительство последнего участка, 543–684 км, был объявлен летом, о его результатах пока не известно. Строительство участка 15–58 км уже ведется, а соглашение о строительстве участка 258–334 км было заключено в конце 2011 года.
Основным концессионером трассы является "Северо-Западная концессионная компания", которая на одну половину принадлежит французской компании Vinci, на другую — российским предприятиям, в числе которых структуры "друга Путина" Аркадия Ротенберга.
Среди претендентов на участие в конкурсе — московские компании "Аркс" и "Горкапстрой", подконтрольные Геннадию Тимченко. Последняя даже открыла офис в Петербурге. Поговаривали о переезде в Северную столицу "Аркса", но эта информация впоследствии не подтвердилась.
Некоторые петербургские дорожные строители были бы не прочь поработать на субподряде (например, такое желание изъявили в ЗАО "ПО "Возрождение" Игоря Букато). Некоторые даже самые крупные в городе компании не стали бы участвовать в конкурсе, поскольку, во-первых, у них нет договоренностей с эксплуатирующей организацией, а во-вторых, в организаторы таких крупных проектов наверняка уже определили победителей и не позволят "левым" предпринимателям выиграть конкурс.
В то же время местные дорожники опасаются выхода на местный рынок иногородних представителей. А такая тенденция между тем прослеживается, поэтому петербургские фирмы вынуждены уходить в регионы или даже страны (как "Возрождение" строит дороги в Туркмении), а некоторые — на непрофильные рынки (как, например, "Мостострой №6" строит здание Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти).
Скоростная автодорога М-11, которая пройдет через Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области, является дублером федеральной трассы М-10 "Россия". Как ожидается, путешествие по ней из конца в конец сделает поездку автолюбителя дороже примерно на 2,5 тыс. рублей.