Global Ports Investments PLC покупает "Национальную контейнерную компанию"

Автор фото: http://www.container.ru

Компания Global Ports Investments PLC консолидирует портовые активы по перевалке контейнеров. Благодаря покупке "Национальной контейнерной компании" у Андрея Кобзаря и депутата Госдумы Виталия Южилина за $291 млн, Global Ports может стать крупнейшим контейнерным оператором на Балтике.

Global Ports Investments PLC подписала соглашение о покупке 100% акций "Национальной контейнерной компании" (НКК), сообщила компания в понедельник, 2 сентября. НКК принадлежит предпринимателю Андрею Кобзарю и структурам, которые принято связывать с депутатом Госдумы РФ Виталием Южилиным.
Покупатель заплатит за НКК $291 млн и отдаст акции нового выпуска, составляющие около 18% от увеличенного акционерного капитала Global Ports. Ранее деловые СМИ писали, что продажа НКК связана с долговой нагрузкой, которая составляет $1 млрд.
"Национальная контейнерная компания" — второй по величине оператор контейнерных терминалов в России и странах СНГ. Ключевые активы компании расположены на Балтике — это ЗАО "Первый контейнерный терминал" в Большом порту Петербурга (крупнейший в городе) и ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал". Также НКК принадлежит Контейнерный терминал Ильичевск в украинском порту Ильичевск. Годовая мощность морских терминалов группы НКК по перевалке контейнеров составляла около 1,7 млн TEU (условная единица измерения, равная 20-футовому контейнеру). В январе–апреле этого года компания перевалила 363,6 тыс. TEU., то есть загрузка мощностей составила примерно 76%. По итогам прошлого года выручка НКК составила $253 млн, а прибыль до вычета амортизации и налогов (EBITDA) — $164 млн.
Грузооборот крупнейшего в Петербурге контейнерного терминала "Первый контейнерный терминал" (НКК) в 2012 году составил 1380 тыс. TEUs (условных контейнеров), "Петролеспорта" (Global Ports) — 850 тыс. TEUs. При этом всего в порту Петербурга за прошлый год было перегружено 2525 тыс. TEUs, то есть доля этих операторов превышала 88%. С этого года в порту Петербурга активно начал работать контейнерный терминал группы UCL Владимира Лисина, так что доля несколько сократилась, однако по итогам 7 месяцев 2013 года составляет 72%. С учетом же кронштадтского терминала "Моби Дик", который принадлежит Global Ports на 25% (через Multi Link Terminal Ltd), объединенная компания контролирует 82% петербургского рынка морских контейнерных перевозок. По собственной оценке, Global Ports теперь будет занимать около 40% рынка Балтики и станет крупнейшим оператором в Восточной Европе и №18 во всем мире.
Владельцы НКК , Андрей Кобзарь и Виталий Южилин, знакомы с детства — они учились в одной школе в Севастополе, отмечает Forbes.
Южилин вошел в Госдуму еще в 1999 году по списку КПРФ. Позднее был членом фракции "Родина", а позже — "Единой России". Журнал Forbes оценивает состояния Южилина и Кобзаря в $0,6 млрд на каждого.
В результате сделки Global Ports станет крупнейшим оператором по обработке контейнеров на Северо-Западе РФ. По итогам прошлого года на долю Global Ports приходилось около 30% российского контейнерооборота. Терминалы Global Ports расположены в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Компания управляет контейнерными терминалами как в России, так и за ее пределами. Основные активы – петербургские контейнерные терминалы "Моби Дик", "Петролеспорт" и логистический терминал в Янино, а на Дальнем Востоке — "Восточная стивидорная компания" в порту Восточный. Помимо российских активов Global Ports управляет двумя контейнерными терминалами в Финляндии — "Мулти-Линк Хельсинки" и "Мулти-Линк Котка" и нефтеналивным терминалом Vopak E.O.S. в Эстонии.
Основным крупным конкурентом Global Ports в петербургском порту остается Universal Cargo Logistics Holding (UCL) Владимира Лисина, располагающий железнодорожным, стивидорным и судоходным дивизионами. В петербургском порту UCL принадлежит "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", мощность которого к 2014 году предполагается довести до 1,2 млн TEU в год.
" У "НКК" было много долгов, и причины сделки вполне понятны. Все менеджеры и Global Ports, и "НКК" давно знакомы и хорошо друг друга знают, так что процесс слияния будет с идти гладко. Но при этом у каждого в шкафу много скелетов, и без трудных моментов не обойтись, — рассуждает глава ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов. — Главой НКК остается пока Алена Ашуркова (бывшая жена одного из главных соратников Алексея Навального — "ДП"), а 18% акций в объединенной компании позволят владельцам НКК реально влиять на управление холдингом".