Георгий Полтавченко утвердил инвестпроекты стоимостью 2,5 млрд рублей

Автор фото: Яндолин Роман

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко утвердил инвестпроекты по строительству пешеходного моста через Неву и химического завода под Сестрорецком. История показывает, что такие проекты безнадежны и хороши только на бумаге.

Днем 29 августа в Смольном прошло заседание совета по инвестициям при правительстве Петербурга, возглавляемого губернатором Георгием Полтавченко. Его результатом стало утверждение градоначальником двух крупных инвестпроектов — по строительству пешеходного моста с Крестовского острова в Приморский район и по возведению под Сестрорецком химического завода по производству реагентов, которые чиновники хотят использовать вместо соли при посыпке улиц.
Строительство двухъярусного моста оценивается в 1,5 млрд рублей. Предполагается, что на первом ярусе будут ходить пешеходы, ездить велосипеды, а на втором заработают магазины и рестораны. Конкретного инвестора в комитете по инвестициям не называют, утверждая, что никто из предпринимателей даже не предлагал поучаствовать в проекте, хотя участники рынка дорожного строительства склонны полагать, что он уже определен и просто пока находится в тени. Подробнее о проекте>>>.
Вообще предприниматели весьма скептически относятся к модели государственного-частного партнерства (а мост вообще хотят строить полностью за счет инвестора). Во-первых, весьма сомнительна экономическая целесообразность такого проекта, а во-вторых, чиновники у петербургских бизнесменов пользуются известной степенью недоверия.
Интересно и то, что власти Петербурга далеко не всегда могли построить мост даже за бюджетные деньги. Вот например, проект моста через остров Серный стоимостью 4,7 млрд рублей, который хотя бы частично разгрузил захлебывающийся в пробках Васильевский остров, был выпущен институтом "Стройпроект" еще в 2008 году, а мост до сих пор не построен. Сначала чиновники поругались с подрядчиком, ОАО "Мостоотряд №19", расторгли в 2012 году с ним контракт, после чего решили вовсе отказаться от проекта. А летом 2012 года вдруг снова вспомнили о нем, пообещали в 2013 году провести соответствующий конкурс, но к этому времени устарел проект и теперь его надо переделывать (а он стоил между прочим 200 млн рублей).
В 2012 году хотели строить мост в створе улиц Фаянсовая и Зольная, в 2013 году чиновники объявили конкурс на проектирование первой очереди стоимостью 420 млн рублей, затем его отменили, заявив, что решили объявить конкурс на все очереди сразу. Но так и не объявили, потому что вдруг выяснилось, что на мост не хватает денег и поэтому его лучше строить на основе ГЧП. Насколько известно, инвесторов не нашлось.
Собственно, с пешеходным мостом между Крестовским островом и Приморским районом похожая история. Изначально его хотели строить на бюджетные деньги и даже выполнили предпроектные работы за 1,7 млн рублей, вот только денег не нашлось. В результате проект перевели в статус "инвестиционно привлекательных" и теперь намерены поискать денег у предпринимателей.
Георгий Полтавченко на совете по инвестициям одобрил еще один проект — по строительству к 2015 году химического завода по производству реагентов, которые хотят использовать в содержании улично-дорожной сети, а также на взлетно-посадочных полосах аэропорта Пулково. Ожидается, что на предприятии, которое разместится под Сестрорецком на участке 4,7 га, будут ежегодно производить не менее 160 тыс. тонн реагентов (в Петербурге на содержание дорог зимой уходит 200 тыс. тонн реагентов и солей).
В отличие от туманного проекта по строительству моста, здесь уже есть конкретный инвестор. Это швейцарская компания ChemECO Sa, которая намерена зарегистрироваться в Петербурге как ОАО. По заверению властей, компания намерена вложить 1 млрд рублей.
Объясняя преимущество новой технологии, чиновники отсылают к опыту европейских стран. Вот только опыт европейских стран в области дорожного хозяйства уже пытались перенести на российские просторы. Зимой 2012–2013 годов комитет по благоустройству закупил за 27,7 млн рублей 12,6 тыс. тонн крошки, а подведомственные ему дорожные предприятия посыпали ее на нескольких десятках некрупных улиц, многие из которых в пригороде.
Говорили даже о том, что " Группа ЛСР " бывшего сенатора Андрея Молчанова будет поставлять гранитную крошку и что такую возможность рассматривает вице-губернатор Сергей Козырев. Уже тогда эти перспективы представлялись весьма туманными (даже глава компании Александр Вахмистров не был в них уверен), но окончательно они были развеяны, когда в феврале 2013 года господину Козыреву пришлось уволиться из-за скандала вокруг астрономического роста стоимости коммунальных услуг в Петербурге. Основные городские улицы между тем продолжают посыпать солью, от которой портится обувь.
Перспективы использования гранитной крошки представляются неопределенными и самим специалистам, которые непосредственно занимаются обслуживанием дорог. Так, глава ГУДП "Центр" Олег Борозна заявлял dp.ru, что для ее использования необходимо на все канализационные стоки установить улавливатели, что сделать очень сложно. По его мнению, вряд ли когда-нибудь Петербург перейдет с соли на гранитную крошку, потому что "соль — впереди планеты всей".
Господин Полтавченко в ходе заседания совета по инвестициям заявил, что с марта 2013 года он утвердил семь проектов на сумму 79 млрд рублей. Как пояснили в комитете по инвестициям, речь идет о планах ООО "Оптима" построить океанариум стоимостью 3,5 млрд рублей, ООО "Регион" — возвести в промзоне Ржевка аналог "Диснейлэнда" за 15 млрд рублей и некоторых других идеях.
Пока что единственный крупный проект, который реально реализуется на основе ГЧП, это строительство центрального участка Западного скоростного диаметра. Но вопросы, связанные с ним, решаются на федеральном уровне и не без участия Владимира Путина, а деньги дает, в основном, "Газпром" и ВТБ — (в конечном счете даже не частные, а государственные компании).