Чиновники решили общаться с петербуржцами через сайт стоимостью 5,5 млн рублей

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Чиновники объявили конкурс на создание за 5,5 млн рублей сайта, с помощью которого они смогут "взаимодействовать с населением". Редакция dp.ru вспоминает, какие еще замечательные сайты чиновники уже делали за миллионы рублей. И чем это закончилось.

Комитет по информатизации и связи Петербурга объявил конкурс на создание к 1 декабря сайта "Наш Санкт-Петербург" стоимостью 5,5 млн рублей, с помощью которого чиновники смогут "взаимодействовать с населением", принимать от петербуржцев сообщения и направлять их в необходимые комитеты.
Формальным основанием для создания такого сайта является несколько постановлений, среди которых — "О внедрении принципов и механизмов открытого правительства в деятельность исполнительных органов государственной власти". То есть чиновники сами признают, что правительство закрытое, и вместо того, чтобы, изменив отношение к работе, стать открытыми, они за бюджетные деньги проводят различные важные конкурсы.
Как следует из техзадания, пользователи нового сайта смогут оставлять на нем жалобы, которым будет присваиваться номер. По нему можно будет отследить стадию ее рассмотрения. При этом на главной странице будут размещены баннеры, при нажатии на которые пользователь будет попадать на сайты правительства Петербурга (в "электронную приемную губернатора") и Заксобрания ("приемную депутата").
Кстати о сайте правительства Петербурга. Почему нельзя прикрутить к нему возможность пользователям отправлять сообщения и таким образом сэкономить бюджету 5,5 млн рублей, остается неясным. Ведь для того чтобы это организовать, не нужно даже обладать специальными знаниями. Достаточно найти в интернете готовый код по запросу "форма обратной связи", доделать его при необходимости и вставить в соответствующий файл сайта.
Кроме того, в техзадании утверждается, что на новом сайте будет геоинформационная система, что в переводе на русский язык означает карта. Для чего нужна новая правительственная карта Петербурга, непонятно, ведь такая карта уже есть. Да, неудобная, корявая, но она работает и ей пользуются. Кроме того, существует карта Яндекса, который разрешает всем желающим использовать ее у себя на сайте. Например, ее использует ГАТИ, чтобы информировать пользователей об ограничении и закрытии движения по городским дорогам.
Вот, например, выпускник соцфака СПбГУ Федор Горожанко, не имея 5 млн рублей и специального образования, создал сайт, где жители оставляют жалобы на протечки крыш. И на сайте тоже есть "геоинформационная система", то есть карта Яндекса. Подобные сайты обычно бесплатные. Его создателю необходимо лишь заплатить за домен и хостинг (около 1,5 тыс. рублей в год), загрузить на сайт один из популярных бесплатных "движков" (например, Wordpress или Joomla), затем выбрать один из множества существующих шаблонов сайта (либо купить его за 1–5 тыс. рублей) и установить его на сайт.
Но гораздо круче потратить на это 5 млн рублей. В некотором смысле это можно расценивать как плату за прием в кабинете чиновника. А чтобы у простолюдина не осталось сомнений в том, что новый сайт стоит этих денег, техзадание пишется таким языком, при знакомстве с которым создается впечатление, что речь идет о космическом корабле: "…Подрядчик должен разработать проектные решения по Порталу и его частям, функционально-алгоритмической структуре системы, по функциям персонала и организационной структуре, по структуре технических средств, по алгоритмам решения задач и применяемым языкам, по организации и ведению информационной базы, системе классификации и кодирования информации, по программному обеспечению".
В переводе на русский это означает, что подрядчик должен выбрать язык программирования сайта (например, наиболее распространенным является PHP), выбрать кодировку (которая существует сама по себе, ее не нужно создавать, ее нужно лишь указать в файлах сайта), придумать дизайн и порядок сортировки жалоб, которые будут оставлять пользователи сайта.
Вообще принцип создания чего-то нового, неопределенного, взамен уже существующего, но несовершенного, прослеживается не только у чиновников Смольного. К примеру, сколько существовал сайт госзакупок, столько он и работает еле-еле: многие тендеры не ищутся по ключевым словам, почти каждый день (особенно в последний год) сайт отказывается выполнять поиск. Вместо того чтобы починить его и исправить ошибки, летом 2013 года запустили новый сайт госзакупок. Однако он тоже часто либо перестает работать, либо ищет не то, что нужно. При этом старую версию сайта не удаляют, видимо, сознавая, что есть вещи (например, поиск по жалобам на конкурсы), которые работают на старом сайте, но не работают на новом (и наоборот). В техподдержке сайта госзакупок отказались называть компанию, которая занимается его обслуживанием. Отказались там и помочь найти соответствующий конкурс на сайте госзакупок.
Похожая история с картотекой дел Высшего арбитражного суда. Уже не первый год тексты решений судов открываются лишь с третьей-четвертой попытки. В большинстве случаев при попытке открыть документ пользователь видит сообщение: "Приносим извинения, ведутся профилактические работы. Сервис временно недоступен". Даже для того чтобы скопировать сообщение об ошибке в данный текст, корреспонденту dp.ru достаточно было одной попытки открыть первый попавшийся документ. То есть сервис недоступен и в настоящий момент, и будет недоступен завтра, через месяц и т. д.
А некоторые правительственные сайты не только создают за миллионы рублей, но и делают их крайне сложными и неудобными. Сайты региональных избирательных комиссий как будто специально создавались для того, чтобы на них ничего нельзя было найти. Сайт Минюста — не менее выразительное воплощение громоздкости, неясности и неудобства.