"Выходной Петербург". Балеарский Чюрленис

Автор фото: Ефимов Кирилл
Академия художеств, В. О., фасад.

 Журналист и историк Лев Лурье - о яркой выставке последнего ученика Пикассо

В Голубом зале музея Академии художеств открылась небольшая выставка испанского художника и скульптора АМЕГРА (Анхел Мерсе Грасес): около 30 живописных работ и несколько скульптур, скорее даже статуэток.
Аннотация к выставке похожа на тост: "Его цель — создание в формах музыкальной картины Мира, где симфония и какофония отношений Человека и Мира перерастают во всеобщую Гармонию Музыки сфер, а сам Мир в творчестве художника предстает как единая музыкальная система. Художественная целостность произведений АМЕГРА гениальна и не имеет аналогов в истории современной скульптуры и живописи".
На самом деле, если отвлечься от мистики в духе декаданса и символизма, перед нами вполне любопытный художник с интереснейшей судьбой. Отец его, музыкант, воевал на стороне республиканцев в Гражданской войне и, когда победили франкисты, бежал из охваченной террором Барселоны на тихие Балеарские острова, в Пальма–де–Мальорка. Там в 1938 году и родился Анхел Мерсе Грасес. Поначалу его учили музыке, и он смог бы зарабатывать себе на жизнь как профессиональный пианист. Но в 18 лет он решает заняться живописью и уезжает в Париж, где становится одним из последних учеников Пабло Пикассо. Его карьера живописца начинается в 1959 году мюнхенской выставкой в галерее "Чарли". С этого времени он, не переставая ощущать себя художником, стал крупным балеарским бизнесменом.
Искусство каталонца весьма любопытно как своеобразный живописный атавизм. Каждая небольшая работа и скульптура AMEГРА посвящена конкретному музыкальному произведению — Римский–Корсаков, Роберт Шуман, Бетховен, Шуберт, Бах, испанец Маноло Карраско, народная музыка. В сущности эта традиция "цветного звука" восходит ко временам Александра Скрябина (с его свето–музыкальным "Прометеем"), Микалоюса Чюрлениса, Василия Кандинского, автора "Желтого звука" на музыку Ф. А. Гартмана. Такой синкретизм, в котором промысел Божий может быть расшифрован и словом, и звуком, и цветом.
Но яркость и энергия искусства балеарца и без всяких философско–эстетических теорий и музыкальных комментариев доступна зрителю. Это полотна в общем кубистические со своеобразными почти скульптурными лоскутами ярких и чистых тонов — желтого, красного, зеленого, белого, черного. Яростностью колорита его живопись напоминает знаменитых земляков АМЕГРО — Пикассо, Миро, Дали. Скульптурные композиции из стали в духе Генриха Мура изящны и антропометричны. Все это прекрасно смотрелось бы на стене загородного коттеджа или в переговорной комнате.
Последний ученик Пикассо, истоки творчества которого в духе его юности — 1950–х годов в Париже, заполняет наше почти полное незнание западного искусства этого времени.
Выставка яркая, неназойливая, всего один зал — на полчаса. Потом можно посмотреть расположенную рядом коллекцию дипломных работ выпускников академии с екатерининских времен до наших дней или замечательную выставку архитектурных моделей гениальных русских зодчих.